Однажды во время сплава по Ветлуге два байдарочника заметили вросшие в землю остатки деревянной конструкции, похожей на лодку. В 2015 году на место находки отправилась экспедиция Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и сообщила, что обнаруженное судно — беляна.
Раскопки, которые активно велись в 2017—2018 годах, показали, что судно сгорело по ватерлинию и было брошено командой. Специалисты также обнаружили вбитое в пробоину березовое бревно, которое свидетельствует об экстренной починке барки. Сотни лет река накрывала судно песком и илистыми отложениями и меняла направление, а со временем вымыла корму. Проведенный почвоведом анализ показал, что возраст речных наносов над беляной достигает 300—350 лет, то есть обнаруженное судно затонуло в конце XVII — начале XVIII века.
Это крупное научное открытие подтолкнуло нас рассказать сегодня об уникальном для мира способе транспортировки сухого леса.
Что такое беляны и почему они так называются
Беляна — деревянное речное судно, с помощью которого сплавляли лес по Ветлуге и Волге, а потом и по Каме, в XVII—XX веках. До появления в России железных и автомобильных дорог реки оставались самым доступным способом для грузовых и пассажирских перевозок и были наполнены различными судами. Судостроительство считалось престижным и прибыльным делом. Но каких трудов это стоило, мы расскажем ниже.
Беляны были очень большими судами. Они достигали 120 метров в длину, 25 метров в ширину и 6 метров в высоту. Груз располагали в корпусе и в надстройке так, что лесоматериалы выходили за борта судна на 2,5—3 метра. В небольших белянах помещалось 100—150 тысяч пудов (1,6—2,5 тысячи тонн) древесины, а в огромных — до 800 тысяч пудов (13 тысяч тонн) древесины. Такая грузоподъемность сравнима с грузоподъемностью современных морских сухогрузов. Но беляны, напомним, сплавляли лес только по рекам.
Беляны получили свое название из-за цвета лесоматериалов, из которых были построены и которыми были нагружены. Дело в том, что древесина была обработанной и не просмоленной, а значит, оставалась светлой, белой. Беляны не смолили, потому что они были одноразовыми судами, т.е. служили лишь одну навигацию. В низовьях Волги — в Царицыне (современном Волгограде) и в Астрахани — барки разбирались до последней доски и продавались. Иногда небольшие беляны, нагруженные рыбой, тканями, подарками, с помощью бурлаков тянулись обратно. После чего суда все равно разбирали и продавали на дрова.
Могло быть так, что в рамках одной навигации беляну собирали и разбирали дважды. Благодаря чему древесина попадала в поселения, стоявшие в низовьях Дона. Так, на берегу Волги, в том месте, где сейчас Волго-Донской канал, беляны и груз полностью разбирались, грузились на конные повозки, перевозились к Дону и собирались заново. В конце пути их ждала та же участь: разбор и продажа.
Как строились беляны
Строительство белян начиналось с лесозаготовки, которую осуществляли до вскрытия рек и наступления сезона навигации, то есть зимой. В тайге рабочие проводили по 3—4 месяца, довольствуясь запасами продуктов, взятыми из дома, и ночуя в зимницах — маленьких избах. Срубленное они стаскивали к притокам Ветлуги, вязали плоты, а в половодье сплавляли их к большой реке с помощью длинных шестов, не давая бревнам причалить к берегу. Иногда бравый сплавщик усаживался на плот и правил движение древесины вплоть до Ветлуги, где начиналась сборка белян.
Считается, что на плоское дно средней волжской беляны требовалось 200 еловых брусьев, а на борта — 240 сосновых. Прочность судна достигалась за счет небольшого расстояния между шпангоутами — до полуметра. Нос и корма были заостренными. Управление беляной велось с помощью руля — лота, который поворачивался при помощи длинного бревна, а также с помощью больших и маленьких якорей. Из-за расположения руля судно сплавлялось вниз по реке кормой вперед.
После того как барка была собрана, начинали грузить древесину. Лес укладывали штабелями с широкими многочисленными пролетами, которые оставляли для легкого доступа к днищу судна в случае его поломки. Груз не касался бортов ни сбоку, ни сверху. Между бревнами и бортами вставлялись толстые колья, которые по мере усыхания заменялись новыми. Возвышаясь над бортами, бревна постепенно выступали за ширину корпуса, но с обязательным сохранением равновесия судна.
На так называемой палубе, последнем слое досок, ближе к корме располагались две избы — казёнки, где жил экипаж. Крыши соединяли мостом с будкой для лоцмана, устанавливаемой посредине. Ее украшали резьбой и флагами, иногда красили. Команда небольшой беляны составляла 15—35 человек, а большой — от 60 до 80 рабочих. Многим из них приходилось откачивать воду из корпуса, поскольку он всегда немного протекал.
До начала XX века на Волгу выходило по 150—200 белян ежегодно. При этом их особый расцвет пришелся на середину XIX века, время массового появления пароходов, которые ходили на дровах и требовали огромного количества леса. Спрос на дерево начал падать лишь с переходом на нефть. Так, последняя беляна прошла по Волге в 1939 году.
👇 Подписывайтесь на наш канал и тогда вы будете в курсе последних эконовостей в России и мире.
❓ Оставляйте свои вопросы в комментариях, с удовольствием на них ответим!