Теория рикорданса в изобразительном искусстве складывается из прочных взаимосвязей разных поколений художников, желающих свои наработанные идеи передать в будущее время как базу для создания новых произведений. Фактически существует непрерывная традиция; более поздние труды, созданные за 100 условных последних лет, получают детальную современную проработку.
Это то, что всегда остаётся на периферии интересов искусствоведов из-за попыток выделения одного гения среди множества профессионалов, оставлявших свои записи, наброски, схемы, математические расчёты к картинам. Вот почему не существует сколь-нибудь удовлетворительной дефиниции, показывающей границы направления рикорданс и характеризующей его основные признаки.
Как только выделился нонконформизм в искусстве, оказалось невозможным чётко определить стилистические и тематические сходства между мастерами. Их различия рушили представления рамок одного направления. Так и рикорданс в своём многообразии скорее демонстрирует приоритеты современных художников , связи либо с западной, либо с русской культурами, увлечение плоскостными декоративными решениями или пространственными изображениями.
Концепция приобщения истории семьи автора, утрирование , применение аллегорий и метафор задаёт особое отличие сторонников рикорданса как повествующих о близких людях.
Рано говорить о рикордансе как общественно-духовном течении в период сложной реформации России. Пока это особая форма отшельничества в противостоянии с грубостью мира социального.
Рикорданс рассматривает искусство как единственный способ для человечества возвыситься до вечных идеалов гуманизма и нравственности. Настоящая реальность отрицает позитивный настрой и гармонию. Поэтому художники рикорданса не участвуют в развитии социальной тематики, не ставят задачей давать исторические оценки той эпохе, в которую проживают. Например, общественная активность Владислава Несынова не отражается в его живописи. Более того, он использует многостильность, добивается разности между сериями произведений, а рикорданс сознательно подаёт как направление в искусстве. Стажировка в Париже позволила собрать рикордансный материал, сделать исторические записи своего пребывания в культуре Франции. Владислав Несынов вывел свой автопортретный образ через распятие рыбы, байкальского омуля, гуляющего среди католической архитектуры.
Встреча с искусством рикорданса является ярким событием и редкой возможностью увидеть произведения признанного мастера в США и в Европе Владислава Ивановича Несынова. Русский нонконформист, живопись и графика которого хранится и выставлена в постоянной экспозиции одного из самых крупных музеев мира Зиммерли, теоретик и историк искусства , проведёт 11-12 октября специальные лекции и встречи со зрителями в галерее "Быль/Небыль". Помогать ему будет Анастасия Малиновская. Она склонна подавать рикорданс как новаторскую школу, создающую предпосылки формирования систем шифров в сочетании с известными традиционными направлениями, но не отражающими внешний мир, а погружающими в частное состояние сознания художника. Интеллект творца , искусство на языке и формах мышления , независимость создают условия для творческого прогресса. Для зрителей станет открытием история создания серии произведений Анастасии Малиновской "Мама Византия"
27 сентября в галерее "Быль/Небыль" на открытии выставки "Рикорданс" можно задать вопросы любому из пяти участников. Будет приятно осознать себя в потоке пережитых художниками историй, приобщиться к незнакомой терминологии языка изобразительного искусства. Иногда даже фрагмент биографии создателя понравившейся вам картины может помочь увидеть её по другому. Джафар Анагиев, Юлия Кучер, Анна Ситникова готовы рассказать свои некоторые секреты о любви к живописи. Приглашаем!
Ясность, концепции, целеустремлённость аналитического мышления, иконографические подходы ( тема - форма; иконография - стиль) - частные варианты основополагающих принципов в произведениях Анны Ситниковой. Она часто высказывается о скорейшей модернизации русского искусства через рикорданс. Её произведение "Танец" о женщинах семьи по материнской линии. Фигуры со спины создают впечатление, что смотрящий на картину находится тоже в этом танце...Его закрутило в нём, но он не видит лиц. Ради намерения художника освободиться от подчинённости внешней реальности поставлено множество акцентов. Средства изобразительного искусства направлены на поиск образа души русского народа.
Стилизованные образы растений и животных активно применяет Юлия Кучер. Следует считать, что это признаки её разработок художественной формы, перескочившие из культур славянских народов, превращённые в эксцентричную таинственность и зрелищные эффекты. Диалог с Антонисом ван Дейком подвёл к миксу языческой орнаментальности с западной европейской средневековой школой. Таким образом, рикорданс разный по классу явлений. Но на эстетической программе многие авторы совпадают.
Импрессия, означающая "отпечаток впечатления" вошла в рикорданс с произведениями Джафара Анагиева. Его картины как вибрация внешнего и внутреннего миров, движущихся навстречу друг к другу. Метафорические образы то серьёзные, то ироничные. Развиваются как самостоятельно, так и под влиянием восточных мотивов и культур.
Искусство иносказательно по своей природе. Достаточно познакомиться с произведением Владислава Несынова "Заготовка дров", чтобы убедиться в многозначности и многослойности изобразительного текста.
Ключевой вопрос для рикорданса - изображать не только то, что ты видишь, а как ты видишь. Разумное видение требует переводчика для зрителя, подсказчика. Казалось, абстрактный изобразительный текст , но он легко преображается в момент общения с художником. Воспользуйтесь и побывайте на открытии выставки "Рикорданс"! Материя всего лишь гипотеза разума. Отбор вариантов изображения идёт по оптимальной схеме. Идеал реализуется в бесконечной протяжённости во времени. В этом прямое участие принимает то, что человечество называет "бессознательным".
Манифест Рикорданса.
Искусство будущего будет рикордансным с пятью определениями:
1) Субъективным - объект в изобразительном искусстве будет рассматриваться как знак идеи, воспринятой субъектом;
2) Идеистичным - будет выражать только идею;
3) Символичным - выбор форм выражения будет только для реализации идеи;
4) Синтетичным - идеи и формы создадут новые знаковые системы;
5) Декоративным - как рикордансная одновременная запись субъективного, идеистичного, символичного и синтетичного.