Найти тему
АКА РАФАЭЛЬ

Рикорданс в живописи

Теория рикорданса в изобразительном искусстве складывается из прочных взаимосвязей разных поколений художников, желающих свои наработанные идеи передать в будущее время как базу для создания новых произведений. Фактически существует непрерывная традиция; более поздние труды, созданные за 100 условных последних лет, получают детальную современную проработку.

Афиша "Рикорданс" с картиной Анастасии Малиновской "Ветра"
Афиша "Рикорданс" с картиной Анастасии Малиновской "Ветра"

Это то, что всегда остаётся на периферии интересов искусствоведов из-за попыток выделения одного гения среди множества профессионалов, оставлявших свои записи, наброски, схемы, математические расчёты к картинам. Вот почему не существует сколь-нибудь удовлетворительной дефиниции, показывающей границы направления рикорданс и характеризующей его основные признаки.

Владислав Несынов "Рикорданс. Свадьба"
Владислав Несынов "Рикорданс. Свадьба"

Как только выделился нонконформизм в искусстве, оказалось невозможным чётко определить стилистические и тематические сходства между мастерами. Их различия рушили представления рамок одного направления. Так и рикорданс в своём многообразии скорее демонстрирует приоритеты современных художников , связи либо с западной, либо с русской культурами, увлечение плоскостными декоративными решениями или пространственными изображениями.

Юлия Кучер "Семья"
Юлия Кучер "Семья"

Концепция приобщения истории семьи автора, утрирование , применение аллегорий и метафор задаёт особое отличие сторонников рикорданса как повествующих о близких людях.

Анна Ситникова "Кощеево"
Анна Ситникова "Кощеево"

Рано говорить о рикордансе как общественно-духовном течении в период сложной реформации России. Пока это особая форма отшельничества в противостоянии с грубостью мира социального.

Джафар Анагиев "Колесо истории"
Джафар Анагиев "Колесо истории"

Рикорданс рассматривает искусство как единственный способ для человечества возвыситься до вечных идеалов гуманизма и нравственности. Настоящая реальность отрицает позитивный настрой и гармонию. Поэтому художники рикорданса не участвуют в развитии социальной тематики, не ставят задачей давать исторические оценки той эпохе, в которую проживают. Например, общественная активность Владислава Несынова не отражается в его живописи. Более того, он использует многостильность, добивается разности между сериями произведений, а рикорданс сознательно подаёт как направление в искусстве. Стажировка в Париже позволила собрать рикордансный материал, сделать исторические записи своего пребывания в культуре Франции. Владислав Несынов вывел свой автопортретный образ через распятие рыбы, байкальского омуля, гуляющего среди католической архитектуры.

Владислав Несынов "Омуль в Париже", серия из 5 работ. 2001
Владислав Несынов "Омуль в Париже", серия из 5 работ. 2001
Владислав Несынов "Омуль в Париже", серия из 5 работ. 2001
Владислав Несынов "Омуль в Париже", серия из 5 работ. 2001

Встреча с искусством рикорданса является ярким событием и редкой возможностью увидеть произведения признанного мастера в США и в Европе Владислава Ивановича Несынова. Русский нонконформист, живопись и графика которого хранится и выставлена в постоянной экспозиции одного из самых крупных музеев мира Зиммерли, теоретик и историк искусства , проведёт 11-12 октября специальные лекции и встречи со зрителями в галерее "Быль/Небыль". Помогать ему будет Анастасия Малиновская. Она склонна подавать рикорданс как новаторскую школу, создающую предпосылки формирования систем шифров в сочетании с известными традиционными направлениями, но не отражающими внешний мир, а погружающими в частное состояние сознания художника. Интеллект творца , искусство на языке и формах мышления , независимость создают условия для творческого прогресса. Для зрителей станет открытием история создания серии произведений Анастасии Малиновской "Мама Византия"

Анастасия Малиновская и центральная часть серии произведений "Мама Византия"
Анастасия Малиновская и центральная часть серии произведений "Мама Византия"

27 сентября в галерее "Быль/Небыль" на открытии выставки "Рикорданс" можно задать вопросы любому из пяти участников. Будет приятно осознать себя в потоке пережитых художниками историй, приобщиться к незнакомой терминологии языка изобразительного искусства. Иногда даже фрагмент биографии создателя понравившейся вам картины может помочь увидеть её по другому. Джафар Анагиев, Юлия Кучер, Анна Ситникова готовы рассказать свои некоторые секреты о любви к живописи. Приглашаем!

Анна Ситникова "Танец"
Анна Ситникова "Танец"

Ясность, концепции, целеустремлённость аналитического мышления, иконографические подходы ( тема - форма; иконография - стиль) - частные варианты основополагающих принципов в произведениях Анны Ситниковой. Она часто высказывается о скорейшей модернизации русского искусства через рикорданс. Её произведение "Танец" о женщинах семьи по материнской линии. Фигуры со спины создают впечатление, что смотрящий на картину находится тоже в этом танце...Его закрутило в нём, но он не видит лиц. Ради намерения художника освободиться от подчинённости внешней реальности поставлено множество акцентов. Средства изобразительного искусства направлены на поиск образа души русского народа.

Юлия Кучер "Рикорданс. Средневековый рыцарь"
Юлия Кучер "Рикорданс. Средневековый рыцарь"

Стилизованные образы растений и животных активно применяет Юлия Кучер. Следует считать, что это признаки её разработок художественной формы, перескочившие из культур славянских народов, превращённые в эксцентричную таинственность и зрелищные эффекты. Диалог с Антонисом ван Дейком подвёл к миксу языческой орнаментальности с западной европейской средневековой школой. Таким образом, рикорданс разный по классу явлений. Но на эстетической программе многие авторы совпадают.

Джафар Анагиев "Коран"
Джафар Анагиев "Коран"

Импрессия, означающая "отпечаток впечатления" вошла в рикорданс с произведениями Джафара Анагиева. Его картины как вибрация внешнего и внутреннего миров, движущихся навстречу друг к другу. Метафорические образы то серьёзные, то ироничные. Развиваются как самостоятельно, так и под влиянием восточных мотивов и культур.

Искусство иносказательно по своей природе. Достаточно познакомиться с произведением Владислава Несынова "Заготовка дров", чтобы убедиться в многозначности и многослойности изобразительного текста.

Владислав Несынов "Рикорданс.Заготовка дров"
Владислав Несынов "Рикорданс.Заготовка дров"

Ключевой вопрос для рикорданса - изображать не только то, что ты видишь, а как ты видишь. Разумное видение требует переводчика для зрителя, подсказчика. Казалось, абстрактный изобразительный текст , но он легко преображается в момент общения с художником. Воспользуйтесь и побывайте на открытии выставки "Рикорданс"! Материя всего лишь гипотеза разума. Отбор вариантов изображения идёт по оптимальной схеме. Идеал реализуется в бесконечной протяжённости во времени. В этом прямое участие принимает то, что человечество называет "бессознательным".

Манифест Рикорданса.

Искусство будущего будет рикордансным с пятью определениями:

1) Субъективным - объект в изобразительном искусстве будет рассматриваться как знак идеи, воспринятой субъектом;

2) Идеистичным - будет выражать только идею;

3) Символичным - выбор форм выражения будет только для реализации идеи;

4) Синтетичным - идеи и формы создадут новые знаковые системы;

5) Декоративным - как рикордансная одновременная запись субъективного, идеистичного, символичного и синтетичного.