Ну что ж, в свои права вступила осень. Очередная, двадцать вторая осень создания "Магистрального самолета 21 века" - МС-21. Это если отсчитывать сезоны с 2002 года, когда был завершен эскизный проект самолета (если верить "заслуживающим доверия" российским СМИ).
Таким образом, мыльная опера самолетная оперетта многосерийный сериал под названием "Создание перспективного российского среднемагистрального гражданского авиалайнера МС-21" открыл свой очередной, двадцать третий сезон, давно заткнув за пояс вшивую "Санта Барбару".
Впрочем, как и положено трудному ребенку - красавцу с непростой судьбой, сведения о дате его рождения разнятся, и довольно сильно.
И, в общем, довольно уязвимы для произвольного трактования в зависимости от политических предпочтений каждого отдельно взятого "трактовщика".
В "Википедиях", к примеру, пишут, что разработка эскизного проекта самолета МС-21 (который тогда имел название "Як-242") началась не то в 1992, не то в 1993 году.
Если вы думаете, что "еврейская" Википедия злонамеренно пытается при каждом удобном случае пописать в Великий Российский Чайник, тогда просто наберите в самом что ни на есть исконно-посконном, российском Яндексе такую строку: "когда начали делать мс-21".
И вы увидите...
И - обратите внимание! В своем "быстром ответе" Яндекс ссылается не на какой-нибудь оппозиционный ресурс типа ФБК или Гарри Каспарова.
Яндекс ссылается на сайт.. "Царьграда"!
На ресурс человека, патриотичнее которого в России только сам дорогой Владимир Владимирович!
Итак, ультрапатриот-державник Константин Валерьевич Малофеев в лице телеканала "Царьград" считает, что самолет МС-21 делается уже 37 (тридцать семь!) лет.
Что же касается нас, то нам ближе другая точка зрения, которую нам сообщает тот же Яндекс в ответ на более корректно сформулированный запрос:
Как видим, согласно этой точке зрения проект стартовал всего каких-то 17 (семнадцать) с хвостиком лет назад.
Эта точка зрения, на наш взгляд, обоснована лучше, поскольку именно в 2007 году, после того как Россия встала с колен и отряхнулась после бурного дележа некогда "общенародной" собственности, началось более или менее сносное и регулярное финансирование проекта.
Но и в этом случае "Санта Барбара", шедшая на телеэкранах всего каких-то без малого десять лет - посрамлена, а это не может не радовать сердце настоящего патриота...
Российские СМИ о проекте МС-21. Дайджест (пустозвонных) новостей
Еще больше наши с вами неравнодушные сердца греют российские СМИ, так или иначе освещающие нелегкий процесс создания перспективного российского самолёта.
В 1975 году свой первый коммерческий рейс совершил советский сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144. Это случилось спустя всего 12 (двенадцать) лет после того как в 1963 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолётов» был дан старт проекту.
Свой первый полет опытный Ту-144 совершил и вовсе спустя всего пять с небольшим лет - 31 декабря 1968 года.
Надо ведь еще понимать такое пикантное обстоятельство - советские авиационные инженеры были в числе мировых первопроходцев в области сверхзвуковой авиации!
Не было у них за плечами ни мощной индустрии, оставленной в наследство царем Николаем Вторым "кровавым", ни производственных мощностей и технологических наработок 37-летней давности...
И вот представим себе советского человека, уснувшего в 1975 году, и проснувшегося, ну, скажем, году эдак в 2018 - 2022.
Читают такому человеку заголовки российских СМИ, и у того складывается полное впечатление, что сотни первоклассных российских самолетов "триумфально" бороздят пятый океан Планеты, посрамив жалких конкурентишек в образе несчастных "боингов" и "эйрбасов"...
Ведь советский человек 60-х - 70-х годов прошлого века привык к тому, что СССР "впереди планеты всей" не потому, что громче всей планеты сам себя расхваливает.
А потому что первым в космосе был наш, советский Юрий Гагарин. И Валентина Терешкова была тоже первой в космосе, а не в "обнулении".
И Ту-144 реально летал на коммерческих авиалиниях, чем заслужил полное право называть себя конкурентом "ихнему" Конкорду.
А чем не летающий (на коммерческих линиях) самолёт может быть "лучше" боингов и эйрбасов, давно и успешно эксплуатирующихся на коммерческих авиалиниях всего мира?
Да примерно тем же, чем прыщавый "герой-любовник", занимающийся, пардон, онанизмом на унитазе, "лучше" Казановы, поскольку одержал гораздо больше "побед".
Мысленно одержал.
"Конкурент" - это тот, кто реально конкурирует, а не тот, кто занимается пустым хвастовством и иными способами кричать "гоп!" в то время, когда нога еще даже толком не занесена для прыжка.
Даже "Лада" является конкурентом "Мерседесу" (на российском рынке) просто потому, что российский покупатель может прийти в магазин и купить её, презрительно отвергнув изделие немецкого автопрома.
А кому и чему "конкурентом" является МС-21, перманентно находящийся в разных стадиях готовности?
Царь-пушке? Царь-колоколу?
Это всё вопросы, разумеется, риторические.
Мы же, однако, отвлеклись.
1 сентября 2024 года на сайте "Авиация России" был опубликован очередной "Дайджест" новостей, посвященных проекту МС-21.
В этом "Дайджесте" с удивлением читаем:
"В настоящее время в монтажно-испытательном цехе авиационного завода находятся девять планеров МС-21 в различной степени готовности. Детали изготовлены для 16-й, 17-й и 18-й машины..."
(МС-21 — дайджест за август-2024)
Что это, я вас спрашиваю?
А это ровно то же самое, о чем почти год тому назад гендиректор "Ростеха" докладывал президенту РФ Владимиру Путину, если верить источнику (декабрь 2023 года)!
А чего ж не верить?
Другими словами - воз и ныне там...
И что в это самое время нам преподносит "Авиация России" в качестве "дайджеста" новостей о проекте?
О, много чего!
Тут и многословная информация о пышном праздновании девяностолетия ИАЗ...
Тут и многословный, изобилующий непонятными цифрами отчет некоего "главного строителя ИАЗ", тут и информация о вождении руками "отцов родных" - Главы ОАК Юрия Слюсаря и гендиректора ПАО "Яковлев" Андрея Богинского, стилистически уже мало чем отличающаяся от репортажей северокорейских СМИ о неустанной заботе Отца Родного о северокорейских трудящихся...
Когда мы написали "непонятные цифры", мы, разумеется, прекрасно поняли, что все эти "цифры" введенных в строй тысяч кв.м. служат цели создания у читателя ощущения монументальности и неуклонного движения проекта вперед под чутким руководством знамо дело кого.
Одна только беда: эти все цифры ни-а-чем!
"Несколько зданий площадью 70 тысяч кв. м." это про что?
Это много или мало?
Сколько нужно таких зданий и какой площадью, чтобы первый МС-21 повез пассажиров, и когда это произойдет?
И почему показательные полеты выполнил опытный борт 73053, выпущенный более шести лет назад?
Где новые, серийные самолеты?
Лукавые "новости" на этот счет нам ничего не сообщают.
Вместо этого мы далее (далеко внизу дайджеста - там, докуда доберется редкий читатель) читаем:
Четыре полета!
Между тем глава ОАК Слюсарь еще в начале лета этого года сказал на в эфире РБК в рамках Петербургского международного экономического форума:
Простая прикидка говорит нам о том, что в месяц таким образом необходимо выполнять порядка 15 - 20 полетов. И это при условии, что всё пойдет гладко, не будут выявлены никакие проблемы, требующие устранения.
А тут всего четыре полета...
Такими темпами, конечно, дополнительный сертификат не будет получен ни в 25-м, ни в 26-м, ни даже в 2027 году...
Но не всё так плохо
Не всё так плохо, как думают иные "всепропальщики".
Давайте просто не поленимся, и откроем текст того, что называется "Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - Программа)"
Попробуем найти в документе тот раздел, касающийся количества самолетов, которые необходимо выпустить к 2030 году.
Ага, вот он:
Всем нам неоднократно уже приходилось слышать о том, что Программа предусматривает выпуск до 2030 года 270 импортозамещённых самолетов МС-21-310 (в числе 990 единиц самолетов других типов).
То есть в оставшиеся до 2030 года шесть лет нужно делать не менее 45 (сорока пяти) самолетов МС-21 в год.
Не 36, на которые рассчитаны мощности ИАЗ со слов Андрея Богинского.
И тем более не 18, которые находятся в перманентном состоянии "различной степени готовности", причем на некоторые из них всего лишь "изготовлены" некие "детали"!
А сорок пять!
Казалось бы -
Но однако давайте прищуримся и посмотрим на текст документа внимательнее.
Что мы видим?
А мы видим, что цифры эти фигурируют в разделе под названием... "Прогноз.."!
Другими словами, цифры эти ровно никого ровно ни к чему не обязывают!
Ведь что такое "прогноз"? Прогноз - вещь хорошая. И замечательно, когда он сбывается.
Но прогноз на то и прогноз, что он вполне и с полным правом может не сбыться.
Мало ли несбывшихся прогнозов мы видели в последние два с половиной года?
И кто понес за них ответственность?
И этот наш "прогноз" не просто прогноз, а еще и с "прицепом" в виде слов "с учетом..."
С учетом, Карл!
"С учетом реализации в возможно короткий срок программ импортозамещения"!
Тот самый "мелкий шрифт", который начинают читать только тогда, когда что-то начинает идти не так.
Ну то есть - как пойдет.
Реализуются "программы ипортозамещения" - отлично. А нет -
И, главное, кто в итоге понесет ответственность, и понесет ли вообще?
Другими словами, строгость и пафосность "программ" с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения.
Причем, похоже, на принципиальном, идеологическом уровне.
Разумеется, необязательность исполнения всегда будет "обоснована" "объективностью" мешающих причин, кознями врагов и так далее.
А как же иначе?
Чем же еще?
Так что всё хорошо, прекрасная маркиза!
Вместо послесловия
Кто-то где-то когда-то сказал один умный вещь:
"Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!"
Ровно то же самое касается, на наш взгляд, "степеней готовности".
Степень готовности может быть только одна - стопроцентная! Когда самолет готов к полету. А применительно к пассажирскому самолету как к продукту авиапрома - когда он стоит на перроне аэровокзала в готовности взять на борт пассажиров.
Иные точки зрения на этот вопрос расцвели пышным цветом только потому, на наш взгляд, что товарищ Сталин умер более 70 лет назад.
Видит Бог - мы бы предпочли иные способы доводить до людей прописные истины, нежели те, что использовал в своей практике тов. Сталин, но складывается впечатление, что иные способы на территории РФ просто не работают.
Впрочем, будущее, разумеется, покажет, что, до кого, когда и как "дойдет".
Мы же будем следить за развитием событий.
Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе.
Берегите себя и своих близких.
До встречи!