Найти тему

Зачем Илон Маск разгерметизировал Dragon при выходе в открытый космос?

Вот и закончилась наделавшая много шума эпопея с первым в истории выходом туристов в открытый космос. Это событие достаточно активно освещалось практически всеми новостными агентствами и блогерами, рассказывающими о том, что впервые за 50 лет астронавтам пришлось полностью разгерметизировать космический корабль «Dragon», что бы осуществить туристический выход в открытый космос.

Автор блога «Прогулки в стратосфере» так и не встретил ни одной научно-популярной публикации, в которой была бы в полной мере раскрыта темы «ЗАЧЕМ» астронавты разгерметизировали космический корабль «Dragon» целиком и главное, «ПОЧЕМУ» Илон Маск воспользовался схемой выхода в открытый космос, которая не применялась на практике уже более полувека и в настоящее время ошибочно считается анахронизмом.

Момент открытия люка всегда волнительное событие, особенно когда риску подвергаются все 4 члена экипажа.
Момент открытия люка всегда волнительное событие, особенно когда риску подвергаются все 4 члена экипажа.

Выход в открытый космос сопровождается переходом человека из воздушной среды с определенными характеристиками давления внутри космического аппарата во внешнее, космическое пространство, давление в котором стремится к условиям абсолютного вакууму.

Выход в открытый космос невозможен без выравнивания давления между внутренним пространством космического аппарата и внешней средой, т.е. полного падения атмосферного давления внутри корабля.

На заре освоения пилотируемой космонавтики СССР и США стремились как можно быстрей первыми осуществить выход в открытый космос и искали различные пути решения этой проблемы.

Было предложено две принципиальные схемы выхода человека в открытый космос, актуальные и по сей день:

1- Полная разгерметизация космического корабля, после которой космонавт открывает внешний люк и выходит в открытый космос.

2- Применение отдельной шлюзовой камеры, в которую заходит космонавт, после чего она изолируется от остального пространства космического корабля и начинается сброс давления, открывается внешний люк и осуществляется выход в открытый космос.

Корабли второго поколения, такие как «Восход» и «Джемини» обладали небольшим внутренним объемом единого (нераздельного) обитаемого «многомоестного» отсека, рассчитанного на размещение двух членов экипажа. В этих условиях самым простым способом осуществить выход в открытый космос была полная разгерметизация небольшого космического корабля, однако он имел как свои преимущества, так и недостатки.

К преимуществам полной разгерметизации КК относилась простота технического исполнения и отсутствие потребности в установке дополнительного шлюза и теоретическая возможность оказания помощи вторым членом экипажа, если у выходящего в космос космонавта возникнут непредвиденные проблемы. Недостаток метода заключался в том, что в случае возникновения проблем риску подвергался не один космонавт, а экипаж целиком. Учитывая политическую составляющую космической гонки, потеря одного космонавта выглядела предпочтительней, чем потеря всего экипажа. Вторая проблема заключалась в наличии надежной аналоговой электроники, способной сохранить работоспособность в условиях вакуума, что было проблематично в первую очередь для СССР, который не смог снабдить корабль «Восход» столь надежным оборудованием о чем прямым текстом указано в книге «Космические скафандры России» в разделе посвященном шлюзовой камере «Волга».

Выход в открытый космос через шлюзовую камеру позволял второму члену экипажа оставаться в безопасности и не подвергаться воздействию вакуума, а в случае непредвиденной ситуации самостоятельно вернуться на Землю. Недостатком этого способа являлся лишний вес шлюзовой камеры и сложности с ее установкой на имевшихся в наличии моделях кораблей. В силу конструктивных особенностей КК «Джемени» уже американцы оказались не в состоянии пристыковать к нему дополнительный шлюз.

В результате, первый в мире выход в открытый космос, совершенный А. Леоновым состоялся с использованием надувного шлюза «Волга». Американцы напротив, при выходе из кораблей «Джемини» использовали схему полной разгерметизации космического корабля. Эта же схема была чуть позже применена ими в программе «Аполлон» при высадке на поверхность Луны, когда оба астронавта покидали лунный модуль. В этих условиях необходимость в шлюзовой камере попросту отсутствовала.

С появлением кораблей третьего поколения, таких как «Союз» и «Аполлон», снабженных стыковочными модулями и имевшими дополнительные изолированные отсеки (бортовой отсек КК «Союз» и лунный модуль «Аполлона»), потребность в полной разгерметизации отпала (хотя американцы некоторое время продолжали ее применять).

С появлением орбитальных станций с большим количеством изолируемых отсеков, и космических кораблей типа Шаттл и Буран, потребность в полной разгерметизации отпала сама собой и с тех пор об этом способе в пилотируемой космонавтике больше не вспоминали.

Не смотря на это, история закручена в спираль и имеет свойство повторяться на других витках. Фактически, первый выход туристов в открытый космос, организованный коммерческой фирмой является репликой пройденного пути СССР и США, но на новом технологическом уровне. Именно поэтому мы вновь увидели небольшой четырехместный корабль и скафандры мягкого типа от Илона Маска с отсутствием автономной системой жизнеобеспечения как при выходе в открытый космос из кораблей «Восход» и «Джемини», хотя Россия и США давно применяют для этих целей специализированные скафандры полужесткого типа.

Если говорить о шлюзовой камере для корабля «Dragon», то безусловно, ее можно было разработать и установить – у Илона Маска были все инструменты для реализации этого проблемы.

Однако, главной задачей проекта являлся групповой выход туристов в открытый космос в коммерческих целях, а разработка шлюза соответствующих размеров существенно бы повлияла на общий вес забрасываемого груза и увеличила стоимость программы и сдвинула все сроки.

Самым простым и рациональным решением в этой ситуации был возврат к схеме полной разгерметизации кабины корабля, которая полностью себя оправдывает, если в течении короткого время 2-3 члена экипажа должны последовательно осуществить кратковременный выход из космического корабля. Что касается рисков, в данной ситуации, то с этической точки зрения разделение рисков между всеми участниками экспедиции в этом случае вполне справедливо. В конце концов, отсутствие парашютов в современных пассажирских самолетах никто не считает аморальным.

Судя по всему, забытая на полвека схема полной разгерметизации космического корабля снова вернулась в моду и останется в ней надолго. Не смотря на то, что со временем появятся большие туристические орбитальные станции-отели, снабженные специализированными шлюзами, маленькие частные компании с ограниченным бюджетом, продолжат применять небольшие космические корабли и схему полной разгерметизации во время выхода в открытый космос.