Георгий Гапон, или как его чаще называют поп Гапон, был личностью незаурядной. Православный священник, создавший первую крупную легальную организацию рабочих в России – не странное ли сочетание? 9 января 1905 года Гапон привел к Зимнему дворцу многотысячное шествие, подставив его под пули. Погибли и пострадали сотни людей, но он остался жив. Хотя жить «революционеру в рясе» оставалось недолго.
Провинциальный священник
Георгий Гапон родился в 1870 году (как и В.И. Ленин) и был из семьи зажиточных крестьян. Родом он был из Полтавской губернии. Учась в полтавской семинарии, юный Гапон увлёкся религиозными идеями Льва Толстого, которые оказали на него сильное воздействие.
В 1894 году Георгий Гапон женился. Его супругой стала купеческая дочь, которая родила ему двух детей - Марию и Алексея. Чтобы получить согласие родителей невесты, Гапон принял духовный сан и получил должность священника в церкви при кладбище. И здесь проявился его талант проповедника - к молодому священнику на проповеди из соседних приходов стали стекаться люди. К тому же, он часто помогал беднякам совершенно безвозмездно. Популярность Гапона быстро росла, и у него даже случился конфликт со священниками окрестных приходов.
1898 год стал для Георгия Гапона переломным. Внезапно умерла его жена, отношения с другими священнослужителями были напряженными, и чтобы отвлечься от мрачных мыслей, он уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться в духовной академии. Не просто было провинциальному священнику поступить в столичную академию, но Гапон смог пробиться. Но не прошло и года, как Георгий разочаровался в преподаваемых предметах - они не помогали ему найти ответ на вопрос о смысле жизни.
И Гапон забросил учебу в академии. Он уехал в Крым – поправить здоровье и поразмыслить. Посетив несколько местных монастырей, он даже подумывал над тем, не стать ли ему монахом. В это время он познакомился с художником Василием Верещагиным. Тот посоветовал ему отказаться от сана и посвятить себя работе на благо народа. Георгий Гапон решил рясу и служение народу совместить.
Многообещающий молодой священнослужитель
Вернувшись в Петербург, Гапон стал служить в церкви Галерной гавани. Там собиралось самое «дно»: нищие, бедные рабочие. Гапон стал задаваться вопросом, как он может помочь этим опустившимся людям встать на путь к нормальной человеческой жизни?
В 1900 году Георгий Гапон также был назначен на должность настоятеля и священника двух сиротских приютов - Святой Ольги для девочек и Синего Креста для мальчиков. Слухи о проповедях молодого священника с эффектной внешностью и явным ораторским талантом обеспечили ему популярность не только у прихожан и воспитанников приютов, но и среди знатные дамы, так как среди попечителей приютов были придворные дамы. Так молодой священник приобрёл популярность в придворных кругах. Его зажигательные проповеди оказывали особое влияние на придворных дам. Они видели в нём почти что пророка. Его стали приглашать служить на торжественных праздниках. Ему даже пришлось служить вместе с Иоанном Кронштадтским и будущим патриархом Сергием (Страгородским).
Наконец Гапон получил хорошо оплачиваемую по тем временам должность - 2000 рублей в год. Гапон стал священником церкви Св. князя Михаила Черниговского при пересыльной тюрьме в Санкт-Петербурге. Но его карьера скоро закончилась. По его же вине. Стали известны подробности личной жизни Гапона.
Георгий Аполлонович был вдов, но ничего жизненное не было ему чуждо. У него завязался роман с девицей Александрой Уздалевой, выпускницей приюта. И они стали жить вместе. Известие о внебрачной связи священника вмиг обрушило его репутацию. Ему грозило лишение сана.
И в это время в жизни Гапона произошло еще одно судьбоносное событие – его заметил Особый отдел Департамента полиции. Осенью 1902 года он познакомился с его начальником – Сергеем Зубатовым.
Начало общественной деятельности
Сергей Зубатов занимался «спецпроектом». Он считал, что арестовывать и отправлять в тюрьмы и на каторгу всех, заподозренных в участии в политическом движении, бессмысленно. Гораздо эффективнее – взять это движение под контроль. Для этого его нужно вывести из подполья и легализовать. И возглавить. Поэтому Зубатов занимался созданием легальных рабочих организаций и тем, чтобы во главе поставить «своего» человека, который будет следить за тем, чтобы уводить движение от политической борьбы, сдвигая внимание в область экономических требований.
Уже были созданы подобные движения в Москве, Одессе, Минске. Сейчас Зубатов занимался организацией такого движения в Петербурге и ему нужен был человек, который это движение возглавит. Его взгляд упал на Георгия Гапона, чьи зажигательные проповеди имели большое воздействие на рабочих.
Так было создано «Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства», во главе которого и встал поп Гапон. И стал регулярно получать от Зубатова «зарплату». К чести Гапона следует сказать, что деньги эти шли не только на его личные нужды – он вкладывал их в кассы взаимопомощи.
Георгий Гапон читал своим подопечным просвещающие лекции, проповедовал, много общался с людьми и отстаивал перед руководством предприятий интересы рабочих. Его помощь была реальной, и почувствовать ее на себе смогли многие.
В августе 1903 года за заговор против министра Плеве Зубатов был отправлен в отставку, но Гапон своей деятельности не прекратил – она увлекала его все больше и больше. Помимо больших собраний он также устраивал чайные посиделки, где в «неформальной обстановке» беседовал с рабочими. Такого теплого общения, внимания к своим нуждам им очень не хватало, и они еще больше доверяли Гапону. На одной из таких посиделок присутствовал даже градоначальник Санкт-Петербурга Иван Фуллон, который стал для таких мероприятий выделять деньги.
Кстати, алкоголь на собраниях и посиделках Гапона был строго запрещён. Но на популярность Гапона это не влияло, и в 1904 году он открыл в Петербурге еще несколько отделений своего Собрания. Численность членов Собрания достигала уже 20 тыс. человек.
Политизация Собрания
По сути, Гапон стоял во главе крупной организации, члены которой ему слепо доверяли. После отставки Зубатова Гапон удалил его людей, и теперь контроль над этой организацией был полностью у него. Формально Собрание, как и прежде, продолжало заниматься организацией среди рабочих взаимопомощи и просветительской деятельностью. Но параллельно Гапон организовал кружок, в который вошли только верные рабочие. Их он называл «тайным комитетом». Собирался кружок на квартире у Гапона, и здесь уже члены кружка читали и обсуждали нелегальную литературу, а также составляли планы борьбы рабочих за свои права, за свои не только экономические, но и политические интересы. В то же время, встречаясь с градоначальником Фуллоном, он говорил ему о своих верноподданнических чувствах и о том, что среди рабочих все спокойно.
В конце 1903 года в Собрание вступила группа рабочих с Васильевского острова «Союз освобождения», которой руководил Алексей Карелин, по убеждениям социал-демократ. Это еще более политизировало кружок Гапона.
Петиция и мирное шествие
Идею идти всем миром к царю с петицией Гапон выдвинул на Собрании еще в конце ноября 1904 года. Предложение было поддержано, и члены Собрания начали вести агитацию среди рабочих за подачу петиции царю, в которой собирались рассказать о своих нуждах. Гапон принялся за подготовку текста петиции. По настоянию группы Карелина в петицию были включены политические требования, которые, по сути, были политической программой революции 1905 года:
- свобода слова, печати и собраний;
- свобода совести;
- ответственность министров перед народом;
- 8-часовой рабочий день;
- амнистия политических заключенных;
- передача земли народу и т.п.
Когда в начале января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе (я об этом уже писала, ссылка в конце статьи) и решено было идти всем миром к царю с петицией, Гапон считал, что народ еще не готов к политическому выступлению и настаивал только на экономических требованиях. Но при голосовании в узком кругу руководителей Собрания, под давлением Карелина, с небольшим перевесом голосов было принято решение о выдвижении не только экономических, но и политических требований. Гапон подчинился.
Результат шествия 9 января 1905 года – кровавая расправа царских войск над мирным шествием. Большинство людей, идущих в колоннах демонстрантов, и не подозревало, какую «политическую бомбу» они несут царю. Они считали, что идут к царю просить защиту.
Выстрелами солдат были убиты идущие рядом с Гапоном рабочий и его телохранитель. Сам Гапон только легко был ранен в руку.
Бегство за границу
После того, как закончилась стрельба, эсер Петр Рутенберг увел Гапона с площади. В подворотне его подстригли, переодели и привели на квартиру к Максиму Горькому. Тот обнял его и сказал, что «надо идти до конца». Гапон подготовил послание к рабочим, в нем он призывал их к борьбе с самодержавием. Он рассчитывал, что после расстрела народные массы поднимутся и начнется восстание, и он его возглавит. И хотя беспорядки в Петербурге действительно были, но массового восстания не последовало. Зато пошли аресты лидеров Собрания и других политических кружков.
Оставшиеся члены организации решили, что Гапону следует уехать за границу. В конце января он один, без документов, пересек русско-германскую границу. В него стреляли – но опять промахнулись. Уже в начале февраля Гапон приехал в Женеву, которая была центром русских революционеров за рубежом. Там он узнал, что в Европе он, оказывается, очень популярен. В газетах с восторгом писали о священнике-революционере, его имя было у всех на слуху.
В Женеве Гапон встречался и с социал-демократами – Г.В. Плехановым, В.И. Засулич, П.Б. Аксельродом, и с эсерами – Б.В. Савинковым, Е.К. Брешко-Брешковской, В.М. Черновым. Он также встречался с В.И. Лениным. Поселился он на квартире эсера Л.Э. Шишко. Эсеры окружили священника вниманием и почитанием, познакомили с французскими политиками - Ж. Жоресом, Ж. Клемансо. При поддержке эсеров он активно готовился к новому восстанию, которое рассчитывал возглавить: писал революционные воззвания, которые отвозили в Россию и распространяли среди масс, выступал на собраниях. Гапон даже учился стрелять, изготавливать бомбы и верховой езде.
Он рассчитывал на поддержку революционной оппозиции, но та не захотела подчиниться беглому попу, а у самого Гапона не было опыта вооруженных действий. Рассорившись с эмигрантами-революционерами, которые считали, что политическая активность Гапона объясняется его высоким самолюбием, к тому же тоскующий за границей, он осенью 1905 года вернулся в Россию.
Возвращение в Петербург и соглашение с правительством
17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест, даровавший гражданские свободы, среди которых была и свобода собраний. Рабочие писали Гапону письма, в которые просили его вернуться, восстановить Собрание и добиться компенсации убытков, которые понесли члены Собрания в связи с его закрытием после 9 января. Рабочие даже подали Иск о возмещении убытка, который был определён в размере 30 тысяч рублей, и просили амнистировать Гапона.
Председатель Совета министров граф С.Ю. Витте согласился возместить убытки, но амнистировать Гапона отказался, поэтому возвращение священника было тайным. Но эта тайна скоро стала известна охранному отделению. Гапона не арестовали – состоялись его переговоры с Витте, на котором они заключили соглашение.
Витте обязался:
- разрешить деятельность закрытых отделов «Собрания»;
- возместить убытки, которые были причинены «Собранию» из-за его закрытия, в размере 30 тысяч рублей;
- добиться разрешение на легализацию Гапона и его участие в делах «Собрания».
Гапон обязался:
- уехать за границу и не возвращаться до 9 января следующего года, пока не пройдет годовщина «кровавого воскресенья»;
- продолжить вести агитацию среди рабочих.
И здесь неожиданный разворот: агитацию вести не ЗА, а ПРОТИВ вооружённого восстания, не ЗА, а ПРОТИВ влияния на народные массы революционных партий.
Гапон вернулся за границу, а Витте начал выплачивать Собранию компенсацию убытков. Так как Гапон уехал, то на время его отсутствия уполномоченным по делам «Собрания» стал журналист А.И. Матюшенский. Получив 30 тыс. руб., он положил их на свой счет, 7 тыс. руб. раздал рабочим, а с 23 тыс. руб. он скрылся.
Позже деньги удалось найти и вернуть, но это было позже. А тогда вину за пропажу денег возложили на Георгия Гапона.
Разворот в деятельности Гапона
В прессе началась настоящая травля Гапона и его окружения. Поводом послужило письмо рабочего Н. Петрова, который ранее был активным соратником Гапона. В феврале Петров в газете «Русь» опубликовал письмо, в котором он обвинил бывшего лидера и в политической нечистоплотности, и в получении от правительства субсидии и растрате их. Гапон был в бешенстве, и даже поручил одному из членов организации убить Петрова. Но тот не смог это сделать и выстрелил в себя.
Стремясь перехитрить всех, Гапон решил активизировать свое сотрудничество со спецслужбами. Он согласился завербовать эсера Рутенберга, который, как говорил Гапон, был одним из лидеров революционной организации, но вместе с тем, потерял веру в победу. А затем он пошел к Рутенбергу и рассказал тому о своей вербовке. Гапон предложил Рутенбергу сделать вид, что он согласился, втереться в доверие к политической полиции, а потом, воспользовавшись их доверием, организовать убийство министров Витте и Дурново.
Рутенберг рассказал о разговоре с Гапоном товарищам-эсерам, и те решили, что предателя, продавшегося полиции, надо убить. Организовать казнь было поручено Рутенбергу. Он сделал вид, что согласился и пригласил Гапона приехать на встречу на дачу в посёлок Озерки. Там его, помимо Рутенберга, ждали рабочие. Гапона задушили и повесили.
Смерть священника-революционера Георгия Гапона произошла 28 марта 1906 года. Его тело нашли только 30 апреля.
Похороны священника-революционера
И хотя газеты трубили о «казни» Гапона за его предательство, не все рабочие поверили этому. На его похоронах присутствовало около двухсот рабочих. В прощальных речах они говорили, что их лидера оклеветали и требовали отмщения убийцам.
Убийцы найдены не были.
«Дача Гапона» стала местом паломничества последователей Гапона. В 1909 году ее снесли, так как больше не было желающих её снимать.
Другие статьи, связанные с событиями 9 января 1905 года: