- Бабушка, а почему моя мама редко приезжает из города, - спрашивала Настя, а бабушка тяжело вздыхала, не глядя на внучку.
- Ты думаешь легко ей живется там в городе? Нет, это у нас по двору бегает мясо, да яйца, картошка, да огурцы с помидорами растут в огороде, а там все нужно купить в магазине. И денег надо много. Вот вырастешь и выучишься, тогда и поймешь, - говорила грустно бабушка.
Сколько себя помнит Настя, всегда жила в деревне с бабушкой. Изредка приезжала мать из города, привозила конфеты, иногда платьице, но в последние годы она почти не приезжала. Жили с бабушкой в мире и согласии, внучка и не представляла себе жизни без бабушки. Только вот бабуля с каждым годом становилась все слабее, часто болела, уже и с палочкой по двору ходила. Правда пыталась даже шутить:
- Ничего, если обе ноги отказываются ходить, значит третья нужна, - показывала она палку, - теперь эта палка моя помощница, так что не пропадем.
Настя после школы собиралась поступать в колледж, хотелось ей выучиться на бухгалтера, получать зарплату и помочь бабушке. Незадолго до экзаменов в школе вдруг объявилась Лариса, мать Насти. Они не виделись лет пять, за это время она сильно изменилась. Лицо одутловатое с синюшным носом, в волосах седые пряди, морщины избороздили её лицо. Она долго сидела во дворе на лавочке с бабушкой, разговаривая иногда на повышенных тонах.
Утром сказала дочери:
- Слышала, ты в город собираешься поступать, значит учиться хочешь? А я-то думала после школы мне будешь помогать, на работу устроишься. Ты знай, денег у меня нет на твою учебу, и не надейся, что тянуть с меня будешь.
- А я поступлю на бюджет, я и не надеюсь на тебя, - твердо ответила Настя. – Хочу стать бухгалтером.
- А жить где будешь? У меня места нет. Мы с Васькой вдвоем ютимся в однушке.
- А кто это Васька, кот что ли, - по наивности спросила она.
- Какой кот? И тебе он не Васька, а Василий Петрович. Ты должна только так его называть, поняла?
- Поняла. А может мне общежитие дадут, сразу и перееду, - говорила Настя.
По натуре она была доброй, доверчивой, наивной, в людях не разбиралась, поэтому ей все казались хорошими. И на мать не обижалась, а наоборот жалела.
Летом Настя приехала в город к матери с сумками, которые нагрузила ей бабушка. Приехала поступать в колледж. Постучала в дверь, у неё были гости. Она не поняла, что они праздновали, а те быстро распаковали сумки и все, что можно было съесть вытащили. Даже её, как взрослую усадили за стол и налили рюмку вина, но та отказалась и ушла на улицу прогуляться.
- Вот и город, - думала Настя, поглядывая по сторонам, - жизнь здесь совсем другая. Поступлю в финансово-экономический колледж и съеду от матери в общежитие, чтобы не стеснять маму с Василием Петровичем.
Когда она вернулась, гости еще не разошлись, и она завернувшись в старенькое оделяло уснула за шкафом в уголке. Проснулась от шума, на кухне кричали, грубо матерились, была драка. Появился участковый, все затихло. Настя не выходила из-за шкафа, боялась. Не такой она представляла свою жизнь. Ждала встречи с матерью, скучала по ней, но поняла, что мать ей совсем не рада.
Долго не могла уснуть, потом разбудила её мать.
- Наська, бери швабру, полы в подъезде надо вымыть, а я двор подмету. Как управишься, пойдешь в свой колледж.
- Ну чего ты застыла? Ты думала я директором работаю. Нет, мать твоя дворничиха, да еще уборщица по совместительству. Жить-то надо.
- Ты же говорила, что кассиром в супермаркете работаешь, - растерянно спросила дочь.
- Нууу, это сто лет назад было, вспомнила…
- А где Василий Петрович?
- Ушел к Верке, ну ничего там деньги кончатся, опять ко мне приползет, как миленький, история всегда повторяется.
Так началась у Насти взрослая жизнь. В колледж она не поступила, постоянно была на подхвате у матери, выручая её после очередных «праздников». Гости часто появлялись в квартире. Мать жила своей привычной жизнью.
- Я к бабушке поеду в деревню, - сообщила она матери, а та махнула рукой, типа делай, что хочешь.
- Если останешься, ищи работу, кормить тебя не буду, - бросила ей мать, а Насте всегда хотелось, чтобы рядом была мама.
Настя решила остаться, и на следующий год вновь поступать в колледж. Но тут из деревни приехал брат матери и сообщил, что её бабушка умерла. После похорон бабушки, приехал в город дядя, усадил перед собой и сказал:
- Одна половина дома оформлена на меня, а другая на тебя. Давай я тебе отдам деньги за твою половину, ведь тебе нужны деньги, чтобы учиться. Дом останется мне. Деньги я тебе перечислю в банк. А если вступать в наследство, нужно ждать полгода. И хотя Настя ничего не понимала в наследственных делах, но поняла, что обещанная сумма маленькая.
- Бери, что дают, иначе можешь и это не получить, - грозно сказал дядя. – Тебе учиться надо, глупая, судьба тебе улыбнулась, денежки послала.
Советоваться Насте было не с кем, мать уже несколько дней после поминок не просыхала. Поэтому она с дядей пошла к нотариусу и написала отказ от своей половины дома. Мать немного придя в себя, узнала, что Настя получила какие-то деньги от её же родного брата, с которым они с молодости в ссоре.
Подъехала к дочери и попросила денег. Настя не могла отказать матери. А тут вскоре появился Василий Петрович, и у них снова начался праздник. Настя устроилась фасовщицей в супермаркет неподалеку от дома. Зарплата была не велика, чтобы снять квартиру и съехать от матери, она так и ютилась в углу за шкафом.
Как-то незаметно в их квартире появился Санька. Проходу Насте он не давал, приставал, дышал на неё перегаром, она всячески его избегала. Но как-то однажды Василий Петрович сильно сжав её руку сказал:
- Что ты воротишь нос от Саньки? Он к тебе со всей душой. А ты что, принца ждешь, не дождешься, кому ты нужна? Смотри, а ты мы тебе быстро любовь устроим.
Настя со всей силы толкнула сожителя матери, тот ударился об стену, и пока поднимался проклиная её, она успела выскочить из квартиры. Постучала в квартиру к соседке тете Варе, она уже как-то даже пару раз ночевала у неё. Варвара Сергеевна пожилая женщина жила одна, раньше работала учительницей. Жалела она Настю. Два дня у матери в квартире шло веселье, все это время она жила у соседки и на работу от неё уходила.
На третий день Настя решила после работы вернуться к матери, когда подходила к подъезду, увидела много народа, они что-то обсуждали. Она подошла поближе и перед ней все расступились, сердце её почему-то сжалось от страшного предчувствия. Он поднялась на второй этаж и увидела в открытую дверь двух полицейских.
- Это дочь пришла, - сказал он другому, - ну проходи, - кивнул он Насте.
На кухне в неестественной позе лежала мать, в глаза бросилось большое пятно крови. На табуретке у стола сидел Санька в наручниках, повесив голову. Позже узнала, что это он ударил мать ножом. Раньше уже за это отбывал срок.
Настя еле пришла в себя, опять же с помощью Варвары Сергеевны. Похоронила мать в деревне рядом с бабушкой, на похороны деньги собирали всем подъездом, сотрудницы по работе тоже помогли. Василий Петрович естественно не дал ни копейки, он не работал, жил за счет матери. Отсидев давно за какие-то темные дела, познакомился с Ларисой, да так и прилип к ней, научил её пить и жизнь испортил.
Вернулась домой в город Настя уставшая, замерзшая, хотелось побыстрей согреться, выпить чашку горячего чая. Стояла глубокая осень, моросил холодный дождь. Ключом замок открыть не смогла, стучала, но дверь никто не открыл. Переночевала у тети Вари, а с утра вместе постучались в квартиру, на пороге появился опухший сожитель матери.
- Чего приперлись, я вас не звал, - грубо спросил он. Твоего здесь ничего нет.
- Как это нет, это квартира моей матери, еще отец получал её.
- Ха, была матери, а стала моя, я уже и замок поменял, - захлопнул перед ними дверь.
Варвара Сергеевна успокаивала плачущую Настю:
- Не переживай, Настенька, есть такая хорошая поговорка: "В несчастье судьба всегда оставляет дверцу для выхода". Образуется все у тебя в жизни, просто сейчас у тебя черная полоса, но она пройдет и наступит светлая полоса.
Она позвонила участковому Антону Игоревичу. Тот посоветовал идти в полицию, написать заявление и подтвердить, что квартиру получал отец Насти.
После обеда пришел участковый Антон Игоревич, и все вместе постучали к Василию Петровичу. Тот открыл трезвый, видимо знал, что Настя так просто не отступится, тем более соседка грамотная, бывшая учительница. Ссориться с участковым не хотел, на вопросы отвечал охотно. Потом показал папку с документами за подписью нотариуса, дарственную на эту квартиру. Еще два года назад мать Насти передала ему в дар квартиру. Он торжествовал и не скрывал радости:
- А что, все по закону, я что изверг какой, Настя, заходи и живи. В доме хозяйка нужна, будем с тобой жить. Нравишься ты мне давно, видишь, при свидетелях тебе предложение делаю…
Участковый из-за спины Насти показал ему кулак, дождался, когда она соберет свои вещи и все вышли их квартиры.
- Переночевать есть где, завтра с утра приходи ко мне в кабинет, будем что-нибудь решать, - сказал Антон Игоревич.
- У меня она пока останется на время, - сказала соседка.
Ночью Настя не мгла спать, переживала, думала:
- Ну что за жизнь у меня. Все растеряла. Дом в деревне, квартиру и деньги матери все отдала. Никого у меня нет на свете, одна я сосем одна.
Участковый её ждал.
- Присаживайся на стул, Настя. Оспорить мамино имущество ты не сможешь, даже через суд не получится. Хоть и обидно, но придется забыть тебе об этой квартире. Можно конечно попытаться и нанять хорошего адвоката, но ты его не потянешь, нужны деньги. Предлагаю тебе выход, устроиться дворником, тебе сразу дадут жилье, я похлопочу.
- Дворником? Я хотела поступать в колледж, - еще больше поникла она.
- Понимаю, успеешь еще поступить, тебе нужно жилье и работа, я тебя видел с матерью несколько раз во дворе. Ничего страшного, это ненадолго, нужно же тебе как-то жизнь начинать, и держись подальше от мошенников. А я с тебя глаз не спущу, будешь у меня под присмотром, и чтобы больше никаких недоразумений на моем участке с твоим участием.
Настя вышла на работу и вспоминала мать, а потом слова бабушки: «от осинки не родятся апельсинки».
- Ничего, - размышляла Настя, - прав Антон Игоревич, все наладится, это зависит только от меня. Хорошо, что добрые люди попадаются на моем пути.
Прошло пять лет. В квартиру Варвары Сергеевны позвонили, она открыла и увидела молодую женщину с маленьким мальчиком, а присмотревшись, узнала Настю. Она изменилась, похорошела, одета хорошо.
Настя, тебя не узнать, - всплеснула она руками, - твой сынок? Проходите.
- А мы с гостинцами, угощайтесь, - поставила она на стол корзинку, сняв полотенце с неё. - Здесь пирожки с джемом, булочки. Это вам от нашей семьи. Мы так давно не виделись.
- И то верно, ну рассказывай, - сказала еще больше постаревшая Варвара Сергеевна.
Жизнь Насти круто изменилась за это время. Вышла замуж за Антона Игоревича, участкового. Он давно за ней приглядывал, нравилась она ему, хоть и был старше на десять лет. Не повезло ему с первой женой, разошлись. При его помощи поступила в колледж. Год назад они открыли небольшую пекарню, сейчас строят свой дом за городом. Артемчику три годика, недавно пошел в детский сад.
- Вот так и живем с Антоном, повезло мне с мужем, - а Варвара Сергеевна кивала головой и вытирала глаза, очень она была рада за Настю.
За разговорами и не заметили, как пролетело время. У Насти зазвонил телефон.
- Ну что Артем Антонович, глядя на сына сказала она, - наш папа приехал за нами. Ну мы поехали, спасибо за все, тетя Варя!
Они тепло простились с Варварой Сергеевной, обещая навещать её, а та их украдкой перекрестила и шептала вслед: - Храни вас Бог!
Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни!