Анна Сергеевна дрожащими руками сжимала телефонную трубку. В ушах эхом отдавались жестокие слова невестки: «Хватит к нам лезть! Ваш сын – тряпка, ни работу нормальную найти не может, ни жену свою защитить!» Боль комом застряла в горле.
Ещё вчера жизнь текла размеренно и непринуждённо. Анна Сергеевна, всю жизнь проработавшая учительницей младших классов, уже десять лет как на пенсии. Всё свободное время отдавала семье – сыну Мише, его жене Оле и внучке Аришке. Помогала, чем могла: забирала Аришку из садика, готовила обеды, стирала-убирала. Олю тоже во всём поддерживала – и мудрым советом, и добрым словом. Порой казалось, что невестка стала ей второй дочкой...
Но недавно грянул гром. Миша потерял работу – сократили, кризис в стране. А найти новую, да ещё и с достойной зарплатой, оказалось непросто. Анна Сергеевна, как могла, утешала сына. «Ничего, Мишенька, мы справимся. Главное – не отчаивайся, всё наладится!»
Но время шло, а лучше не становилось. Миша всё больше мрачнел и раздражался по пустякам. Ссоры с Олей вспыхивали всё чаще. И вот, кажется, терпение невестки лопнуло...
– Вы думаете, легко растить ребёнка, когда муж сидит без работы?! Одна тяну всё на себе! – кричала Оля в трубку. – И хватит уже сюсюкать с вашим сыночком! Пора стать мужиком и самому решать проблемы!
У Анны Сергеевны тряслись губы. Ком в горле рос, мешая дышать.
– Оленька, милая, да пойми ты... – Анна Сергеевна старалась говорить мягко. – Сейчас всем трудно. Но надо держаться вместе, поддерживать друг друга. Разве не для этого существует семья?
– Семья?! – голос Оли сорвался на визг. – Да какая тут семья! Мне одной приходится быть и папой, и мамой для Аришки! А муж только ноет и ничего не делает! Всё, с меня хватит!
В трубке раздались гудки. Анна Сергеевна застыла, не в силах пошевелиться. Неужели всё настолько плохо? Как они могли допустить, чтобы дошло до такого?
Анна Сергеевна вспомнила своё детство. Послевоенные годы, тяжёлый труд в колхозе, вечный голод. Но какая дружная у них была семья! Бабушка Агафья всегда повторяла: «Род наш крепок корнями. И каждый в Роду – как ветка на древе. Пока все ветки целы и растут в одном направлении – крона крепка и ураганам нипочём. А как только меж ветками разлад начнётся, червоточина появится – считай, приходит крона».
Анна Сергеевна поднялась с кресла. В душе словно что-то щёлкнуло, встало на место. Крепкий род, здоровое древо... Разве можно допустить, чтобы проросла в нём червоточина раздора и взаимных обид?
Она решительно набрала Олин номер. Невестка долго не брала трубку, но Анна Сергеевна упрямо ждала.
– Оленька, – произнесла она, услышав хмурое «Алло». – Прости меня, доченька. Я не хотела лезть в вашу жизнь. Просто очень вас люблю и хочу помочь. Знаю, тебе сейчас нелегко. Давай подумаем вместе, как исправить ситуацию?
В трубке воцарилось молчание. Потом послышался тихий всхлип.
– Анна Сергеевна... Мамочка... Я сама не знаю, что на меня нашло. Простите меня, пожалуйста! Я так вас люблю! Просто иногда накатывает отчаяние...
– Знаю, милая. Ничего, вместе мы со всем справимся. Ты, главное, Мишку поддерживай. Ему сейчас тоже очень трудно. А он у нас – гордый. Ему поддержка нужна, а не упрёки.
– Да, вы правы... – Оля вздохнула. – Спасибо вам. Я постараюсь. Просто так тяжело бывает...
– Знаю, родная. Ты сильная, ты справишься. А мы с дедом всегда рядом и поможем, чем сможем. Договорились?
– Договорились... – в голосе Оли наконец послышалась улыбка. – Люблю вас. До встречи.
Положив трубку, Анна Сергеевна подошла к окну. На душе было легко и спокойно. Она знала – всё будет хорошо. Потому что у них крепкая семья. А значит, никакие ураганы им нипочём. Ведь задача каждого в Роду – поддерживать и укреплять его единство. И пока это так – древо их Рода будет жить и процветать.
Прошла неделя после того памятного разговора. Анна Сергеевна, как и обещала, старалась всячески поддерживать молодых. То забирала Аришку к себе с ночевкой, давая родителям возможность побыть наедине. То приносила еду, чтобы Оле не надо было готовить после работы.
Но главное – она много разговаривала с Мишей. Вселяла в него уверенность, подбадривала. Рассказывала истории из своей жизни, когда казалось, что выхода нет, но потом всё налаживалось.
– Понимаешь, сынок, – говорила она, – жизнь – она как зебра. Черная полоса сменяется белой, а потом опять черная. Так и идем – то вверх, то вниз. Главное – не сдаваться. И помнить, что ты не один. У тебя есть семья, у тебя есть мы с отцом. Мы всегда поддержим.
Миша слушал, кивал. В его глазах, еще недавно потухших, снова появлялся огонек.
А потом случилось чудо. Мишин школьный друг Павел, узнав о его проблемах, предложил место в своей фирме. Конечно, должность была не такая высокая, как на прежней работе. Но стабильная и с перспективой роста.
Когда Миша пришел домой и рассказал новость, Оля бросилась ему на шею со слезами радости. А он крепко обнял ее и прошептал:
– Прости меня, родная. Я был слабаком. Но теперь всё будет по-другому. Я обещаю.
Анна Сергеевна смотрела на них и едва сдерживала слезы. Её сердце переполняла гордость. Гордость за сына, который сумел преодолеть трудности. За невестку, которая несмотря на все испытания, сохранила любовь и верность. И за их маленькую, но такую крепкую семью.
«Права была бабушка Агафья, – думала она. – Род наш и правда силен. Сколько бурь и ураганов он пережил, а всё равно стоит, как могучий дуб. И ветви его тянутся к солнцу. Потому что корни – крепкие. Потому что мы – вместе».
С тех пор прошло много лет. У Миши и Оли родился второй ребенок – мальчик, которого назвали Ванечкой. Аришка выросла и поступила в институт. А Анна Сергеевна с мужем по-прежнему во всем помогали молодым, окружая их заботой и любовью.
Но главное – они передавали им свою мудрость, учили жизни. Рассказывали внукам о истории их Рода, о его традициях и ценностях. О том, что семья – это самое важное, что есть у человека. И что хранить её и укреплять – долг каждого.
Ведь только так, передавая из поколения в поколение любовь и верность, взаимопомощь и понимание, можно сохранить свой Род. Сделать так, чтобы древо его продолжало цвести и плодоносить, давая жизнь всё новым и новым веткам.
В этом и есть главная задача человека в Роду. В этом – смысл и предназначение. И пока люди помнят об этом, пока хранят заветы предков – Род их будет жить. И ни буря, ни ураган ему не страшен. Ведь единство и любовь – самая прочная основа, которую только можно представить.
Анна Сергеевна знала это. И была уверена, что семена, что она посеяла в сердцах детей и внуков – обязательно дадут добрые всходы. И древо их Рода будет крепнуть и разрастаться – год от года, век от века. Потому что в единстве – сила. А в любви – бессмертие.