С 1 октября 2024 года Минпромторг России утвердил новую долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора для автотранспортных средств, которая будет действовать до 2030 года. В первом этапе этот сбор увеличится на 70-85%, а затем будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого следующего года.
Эта индексация затронет легковые автомобили, легкие коммерческие машины, грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы. Кроме того, планируется повышение сборов на дорожно-строительную технику — ставка будет увеличиваться на 15% ежегодно начиная с 1 января 2025 года. Для экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, которые в настоящий момент находятся на стадии освоения производства в России, предусмотрена отложенная индексация, которая начнет действовать не ранее 2026 и 2028 годов соответственно.
Индексация коснется только тех видов техники, которые производятся в России в достаточных объемах для внутреннего рынка. В министерстве уточнили, что суммы утильсбора для автомобилей, ввезенных в Россию до 1 октября 2024 года, будут рассчитываться по старым коэффициентам, при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 15 октября 2024 года.
В Минпромторге рассчитывают, что данная индексация будет способствовать реализации совместных промышленных проектов, станет стимулом для локализации производства на территории России и создаст более предсказуемые условия для инвестиционных решений.
В связи с предстоящим увеличением утильсбора, многие участники рынка выражают озабоченность относительно влияния этих изменений на стоимость новых автомобилей и общий уровень цен на транспортные средства в стране. Подобное удорожание может ожидаться как для отечественного производства, так и для импортируемых автомобилей, что в свою очередь может снизить доступность новых машин для потребителей.
Кроме того, компании, занимающиеся продажей подержанных автомобилей, также предсказывают влияние на рынок. Увеличение утильсбора может вызвать рост цен на вторичном рынке, так как покупатели будут пытаться компенсировать возросшие расходы, что может привести к снижению объемов продаж автомобилей в сегменте «вторички».
Последствия роста утильсбора также могут быть ощутимы в сфере такси и грузоперевозок. Повышение затрат на приобретение новых автомобилей может привести к увеличению тарифов на транспортные услуги, что негативно скажется на потребителях и бизнесе. Это особенно актуально в условиях экономической нестабильности, когда и без того уже мягкий спрос на транспортные услуги может еще более снизиться.
Необходимо также учитывать, что эти изменения в утилизационном сборе могут оказать влияние на развитие электротранспорта. Власти, стремясь стимулировать использование таких автомобилей, должны продумать отдельные механизмы для стимулирования их покупки и регистрации, чтобы не допустить их ухода на вторичный рынок и дальнейшего увеличения затрат для конечного потребителя.
Критики данной меры утверждают, что рост утильсбора может негативно сказаться на общем рынке автомобилей, что в стратегии правительства по стимулированию внутреннего производства автомобилей может выступить как противоречивый элемент. Однако сторонники нововведений считают, что такая индексация может привести к улучшению экологии, благодаря стимулированию замены старых автомобилей на более современные, отвечающие условиям безопасности и экологическим требованиям.
В заключение стоит отметить, что подобные меры, как и любые другие изменения в налоговой и сборной политике, должны быть тщательно проанализированы с точки зрения экономических последствий и возможных реакций со стороны рынка и потребителей. Эффективная коммуникация и готовность правительства к диалогу с бизнесом и общественностью будут критически важны на этом этапе.
Что такое утилизационный сбор?
Утилизационный сбор представляет собой единовременный налог, взыскиваемый с импортеров, производителей или покупателей транспортных средств для финансирования переработки автомобилей после завершения их эксплуатации. Этот сбор был введен в России в 2012 году в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО). Изначально его уплачивали только импортёры, но с 2014 года он также стал обязательным для российских автопроизводителей.
Кто обязан уплачивать утилизационный сбор?
Утилизационный сбор должен оплатить:
- Производитель — за автомобили, произведенные в России.
- Импортер — за импортированные в страну машины.
- Покупатель — за автомобиль, в отношении которого ранее не была произведена оплата утилизационного сбора.
Сбор уплачивается единожды. Это означает, что если производитель, импортер или первый покупатель выплатили сумму, то последующие владельцы не должны ничего доплачивать.
Когда утилизационный сбор можно избежать?
Существуют определенные категории автомобилей, на которые утилизационный сбор не распространяется:
- Временный ввоз или допуска автомобилей в Россию.
- Импорт машин как личного имущества беженцев, вынужденных переселенцев или участников государственных программ.
- Транспортные средства, находящиеся в собственности консульств, дипломатических представительств или международных организаций с правами и иммунитетом, включая их сотрудников и семьи.
- Автомобили, выпущенные более 30 лет назад.
- Транспортные средства, возраст которых менее трех лет.
Утилизационный сбор в 2024 году: что нужно знать?
Для расчета суммы утилизационного сбора в 2024 году необходимо умножить базовую ставку на коэффициент. Эти величины зависят от типа автомобиля, его возраста и других характеристик
Базовые ставки утилизационного сбора в 2024 году:
- 20 000 руб. — легковые автомобили (категория М1);
- 150 000 руб. — все остальные категории транспортных средств;
- 172 500 руб. — самоходные машины и специальные техники.
Коэффициент определяется в зависимости от следующих параметров:
- Возраст: новый авто или старше трех лет;
- Категория транспортного средства;
- Технически допустимая масса;
- Объем двигателя.
Например, сумма утилизационного сбора для автомобилей с различным объемом двигателя:
- Мотор до 1 л — 48 200 руб.;
- Мотор от 1 до 2 л — 178 400 руб.;
- Мотор от 2 до 3 л — 281 600 руб.;
- Мотор от 3 до 3,5 л — 259 600 руб.;
- Мотор свыше 3,5 л — 445 000 руб.
Для частных автовладельцев, ввозящих транспортные средства для личного использования, базовая ставка составляет 20 000 руб. Коэффициент варьируется от 0,17 до 0,26, в зависимости от возраста машины.
Изменения после повышения утилизационного сбора в 2024 году
В этом году ожидаются новые изменения в размерах утилизационного сбора. В июле Министерство промышленности и торговли России представило проект, который предполагает увеличение коэффициентов для ряда автомобилей и специальной техники на 70-85%, а затем ежегодное повышение на 10-20% до 2030 года. После утверждения новые ставки вступят в силу с 1 октября 2024 года и будут касаться как легковых, так и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и дорожной техники.
Это окажет влияние на многих автовладельцев, независимо от цели ввоза транспортного средства. Для автомобилей, ввезенных для личного пользования с объемом двигателя до 3 литров, условия останутся прежними, если авто не будет продано в течение года. Если будет произведена продажа в течение года, потребуется пересчет и доплата.
Примеры расчетов утилизационного сбора
- Для автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 литров, который ввозится для перепродажи, утильсбор составит 556 200 рублей, а к 2030 году увеличится до 1 172 400 рублей.
- Для машины с объемом двигателя от 2 до 3 литров и возрастом старше трёх лет плата составит 2 366 000 рублей.
- За автомобиль с двигателем от 3 до 3,5 литра придется заплатить 2 735 000 рублей, а в 2025 году — 3 296 000 рублей.
- Легковой автомобиль с двигателем свыше 3,5 литров обойдется в 2 284 000 рублей в 2024 году и 2 742 300 рублей в 2025 году.
С 2025 года повышение коэффициента коснется также электромобилей и гибридных автомобилей. В 2025 году утилизационный сбор для таких транспортных средств составит 667 400 рублей и будет расти до 1 172 400 рублей к 2030 году. Для электромобилей, выпущенных более трех лет назад, платеж составит 1 174 000 рублей в 2025 году, увеличившись до 2 062 600 рублей к 2030 году.
Вы всё еще ждете, когда автомобили подешевеют?