• поведение ребенка меняется: он становится подавленным, закрытым, напряженным;
• снижается интерес к школе, занятиям, ухудшается успеваемость;
• ребенок начинает часто болеть, испытывать недомогание (как правило, психосоматического характера): боли в животе, простуды, мигрени, аллергии, проблемы со сном;
• снижается аппетит, либо, наоборот, появляется компульсивное заедание;
• снижается уровень общения и социализации, в том числе ребенок отказывается объяснять причину своего состояния;
• избегает мест, связанных со школой.
Родителям, заметившим несколько из этих признаков, стоит обеспокоиться и начать действовать. Но действовать нужно осторожно.
Ребенок под давлением буллинга испытывает сильнейший стресс, у него очень страдает самооценка, он чувствует себя изгоем, отверженным сверстниками, и назначает виновным себя. Это очень опасное состояние, которое, если вовремя и корректно не вмешаться, может привести к страшным последствиям: от психического расстройства до суицидальных попыток.
Родителям необходимо осознавать всю травматичность происходящего для ребенка и действовать предельно аккуратно и спокойно. Но одновременно и уверено. Ребенок должен почувствовать сильное плечо, способное его защитить и во всем разобраться, и эту уверенность, рассудительность и выдержку способны передать ему именно родители.
Поэтому ключевые рекомендации родителям, чьи дети подвергаются травли, сводятся к следующему:
1. Необходимо успокоиться самому родителю, купировать все негативные эмоции, которые, безусловно, поднимутся. Это сделать непросто, но вы, будучи взрослым человеком, должны взять себя в руки и проявить самообладание. Именно ваша разумность и выдержка нужны вашему ребенку и способны вернуть его в нормальное, ресурсное состояние. Если вам сложно справиться со своими эмоциями, обратитесь к техникам саморегуляции или специалисту. Но именно ваше уравновешенное, рассудительное состояние нужно сейчас больше всего, и вы должны осознать критическую важность именно этого пункта
2. Когда вы почувствуете стабильность в своих эмоциях, необходимо найти подход к ребенку и поддержать его, но не переходя на личности (так как это снова поднимет аффект): поговорите с ним, заверьте ребенка, что он теперь не один, и вы обязательно во всем разберетесь. Говорите уверено, спокойно, негромко, короткими, простыми предложениями. Если ребенок позволяет, проявите тактильность: возьмите за руку или за плечи, дайте разрыдаться в ваших объятиях
3. Выясните, что именно стало причиной буллинга. Разъяснение этого момента очень важно, так как от него зависит вся дальнейшая стратегия реагирования. Причины могут быть очевидные (например, явная особенность внешности) или неочевидные (поведение, действие, слово, спровоцировавшее патологическую реакцию)
4. Разъясните ребенку, что его вины в происходящем нет, дразнить могут любого и по любому поводу. Любая жертва – это повод для разрядки собственных потребностей агрессора, например, в самоутверждении, поднятии самооценки, выражении собственной невыносимой агрессии и пр. Поэтому на эту роль подойдет любой, кто хоть чем-то отличается от толпы, причем неважно в какую сторону и чем именно. Сама по себе инаковость достаточна для агрессора, чтобы зацепиться за нее и начать реализовывать свои деструктивные импульсы. Ведь зачинщик – такой же подросток, находящийся в том же подростковом кризисе и также отчаянно нуждающийся в поддержке. Помните, что за каждым злодеем прячется маленький, ужасно неуверенный в себе, испуганный ребенок, которого кто-то когда-то не поддержал, отверг, бросил, надломил
5. Донесите до ребенка, что причина травли формальна, что это в первую очередь повод для агрессора, но не недостаток человека. Любая особенность внешности – это характерная черта, делающая нас уникальными личностями со своей индивидуальностью. Очень может быть, что, например, у агрессора как раз нет никаких особенностей, и именно поэтому он чувствует себя ничтожным, пустым, и это толкает его цепляться за других и преследовать их
6. Разъясните очень важный момент: преследуют тех, кто дает обидчику нужную реакцию — страх и подчинение. Если показать, что обиды и насмешки не оказывают ожидаемого воздействия, интерес к травле пропадает. Ребенка необходимо учить выстраивать свои границы, давать разумный отпор, проявлять необходимую в определенных ситуациях силу и уверенность – словесную, поведенческую, физическую
7. И самое главное: выразите свою поддержку и желание помочь ребенку разрешить мучительную для него ситуацию. Ребенок должен ощущать, что он не один, должен знать, куда ему обращаться в случае необходимости
8. Родителю также необходимо самостоятельно пообщаться с учителем, школьным психологом, администрацией школы, родителями обидчиков. Только мирно и конструктивно!! Это очень важно! Если же вы не находите должного понимания и адекватности, обращайтесь в правоохранительные органы и управление образования
В следующем посте опубликую рекомендации для родителей, чей ребенок оказался не жертвой, а агрессором.