Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Welt в статье «Пророссийские нарративы»? Когда Управление по защите конституции распространяет дезинформацию» рассказывает, что издания Freitag, Berliner Zeitung, Junge Freiheit - все они попали в досье, составленное Баварским ведомством по защите конституции, потому что якобы «распространяют новости в соответствии с российским нарративом». Изучение проиндексированных статей показывает, на что на самом деле направлена эта государственная атака. Уровень упоротости: сверхадекватный 🔵
Кто на самом деле защищает конституцию от защитников конституции? Этот вопрос стал серьёзной проблемой с тех пор, как во время коронавирусного кризиса президент Ведомства по защите конституции Германии Томас Хальденванг придумал новое преступление - «делегитимацию государства» - и тем самым пересмотрел сферу деятельности своего ведомства: под подозрение внезапно попала не только антиконституционная деятельность, но и взгляды, критикующие правительство.
Стратегическая смена курса Хальденванга затрагивает суть нашего конституционного государства, а именно «право свободно выражать и распространять своё мнение в устной, письменной и изобразительной форме, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников», как это закреплено в статье 5 Основного закона Германии. Последствия этой кампании уже давно наблюдаются повсеместно и вызывают тревогу: всё больше политиков, судов и властей на федеральном и земельном уровнях рассматривают выражение мнения, которое может подорвать доверие к действиям правительства, как уголовное преступление.
Свобода прессы, которая чётко прописана в конституции Германии, фактически представляет собой тёмную красную линию для подобных попыток государственного контроля над дискурсом. О том, что она также находится под угрозой, свидетельствует провалившийся план федерального министра внутренних дел Нэнси Фезер (СДПГ) запретить ультраправый журнал Compact [чушь, никакой Compact не «ультраправый» — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Однако теперь баварские защитники конституции, как никто другой, проникли ещё глубже в область «четвёртой власти». В опубликованном на сайте властей докладе о «российской дезинформационной кампании» они не только зафиксировали «фальшивые страницы известных СМИ», то есть классические «фальшивые новости», но и составили таблицу с неправдоподобным заголовком: «Сайты, распространяющие новости в соответствии с российским нарративом». Перечисленный ниже спектр широк и пестр: он варьируется от Freitag до Junge Freiheit, от Berliner Zeitung до Weltwoche, от Tichys Einblick до Nachdenkseiten.
В зависимости от вашего мировоззрения и вкуса вы можете оценить или не оценить эти очень разные газеты и блоги. Но никто не может отрицать, что они занимают своё место в плюралистическом медиаландшафте: именно так выглядит противоречивая и разнообразная демократическая общественная сфера. Однако государственные чиновники Баварии приравняли все эти независимые медиа-бренды к «дезинформации», которая наносит ущерб их репутации, поскольку отдельные материалы были распространены дружественными России «акторами» в социальных сетях и «соответствуют российскому нарративу».
Если изучить соответствующую главу доклада о защите конституции, то нельзя не поразиться. Например, в швейцарском еженедельнике Weltwoche есть статья: «Bürgergeld для Киева: Зеленский требует, чтобы социальная помощь перечислялась украинскому правительству, а не украинским беженцам в Германии». Однако это ни в коем случае не «дезинформация», а чистая правда: странное требование Зеленского из интервью ARD с Кармен Миосга просто воспроизведено Weltwoche фактологически и корректно.
В Junge Freiheit также есть интервью с депутатом AfD от Гессена Анной Нгуен, в котором дочь вьетнамских иммигрантов жалуется на «массовый расизм слева». И статья в Deutschland Kurier о «болоте корректива» и вопросе о том, «откуда на самом деле берутся деньги для лево-зелёной Штази» - а именно, как сообщается в статье в полемическом тоне, но фактически верно, значительная часть их поступает из федерального бюджета. Таким образом, здесь нет ни следа прославления Путина, ни конкретной дезинформации - для индексации достаточно того, что все эти материалы, какими бы легитимными они ни были, вписываются в схему «российского нарратива».
По иронии судьбы, объявление внутренней критики «вражеской пропагандой» само по себе напоминает российский нарратив. Этот аргумент был очень популярен в Советском Союзе, и бывший сотрудник КГБ Владимир Путин наверняка мог бы дать немецким властям полезные советы по его эффективному использованию. И сегодня эта стратегия прочно входит в инструментарий авторитарных систем: намеренно распространяемое подозрение, что неудобные журналисты занимают антигосударственные или иностранные позиции, всегда является первой предварительной ступенью к цензуре - и часто заканчивается обвинением в государственной измене или агентурной деятельности.
К счастью, в Германии подобное пока немыслимо. Тем не менее, официальный список «пророссийских» СМИ представляет собой беспрецедентное наступление на свободу прессы, которое должно иметь последствия. После того как Berliner Zeitung, Tichys Einblick и Junge Freiheit выступили против доклада о защите конституции (по сообщению WELT), Баварское ведомство по защите конституции молчаливо оправдывается «недопониманием содержания» и размещает в Интернете «адаптированную» версию доклада. Теперь «сайты, распространяющие новости в соответствии с российским нарративом», внезапно стали называться просто «сайтами, содержание которых частично повторяет нарративы актора».
Однако путаница в категориях не является недоразумением, она носит методический характер. Новая логика конституционной защиты всё больше объединяет фейковые новости, делегитимацию и критику правительства - и таким образом создаёт неразрывный туман дезинформации, вместо того чтобы внести ясность. Разве всё, что заставляет представителей и институты немецкого государства выглядеть плохо, не является в конечном итоге «пророссийской пропагандой»?
О том, что осуждение критических СМИ со стороны государственных чиновников уже нанесло ущерб, свидетельствует насмешливая реакция некоторых журналистов, которые восприняли доклад о защите конституции как подтверждение своих оговорок относительно конкуренции. Эти коллеги должны провалиться под землю от стыда. В конце концов, чёрный список СМИ, который исходит от консервативной империи ХСС Маркуса Зёдера, - это, вероятно, только начало. В конце концов, сразу после успеха BSW и AfD в Тюрингии (и их собственного катастрофического поражения) «зелёные» выдвинули идею создания федерально-земельной целевой группы по борьбе с дезинформацией. Вероятно, они найдут желающих партнёров в органах по защите конституции. Скоро ли появятся «безопасные пророссийские» СМИ? Или списки «сайтов, распространяющих новости в соответствии с нарративами AfD и BSW»?
В предисловии к своему скандальному досье Управление по защите конституции Баварии утверждает, что «российская дезинформационная кампания» направлена на то, чтобы «посеять сомнения в либеральных демократических ценностях путём распространения заведомо ложной информации и пророссийских нарративов в западных обществах». В действительности же именно защитники конституции сами разжигают массовые сомнения в стабильности этих ценностей.
Автор: Андреас Розенфельдер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: в редакции Die Welt всех русские покусали что ли? Какая-то прямо неправдоподобно адекватная статья.