Найти в Дзене
Картина маслом

Искусство и алкоголь. Будем!

Вино, пиво и прочий мёд мелькали в искусстве давно. Ещё древние египтяне наливали вино на своих рельефах, но первыми восславили алкоголь греки. Именно они показали – пить здорово!

Сами греки пили культурно. Вот вам рецепт древнегреческой попойки или симпосия: собираетесь друзьями, избираете симпосиарха (руководитель тусовки), выбираете игры для увеселения и разбавляете вино в пропорции 1:2, 1:3 или 1:5. Бахать без воды считалось варварством, что вы, звери дикие что ли?

Разбавляли вино в специальных кратЕрах, больших дутых кувшинах. Очень часто на них изображали попойки из мифов и трудовых будней – так винцо пробивало себе путь в большое искусство.

пример кратера
пример кратера

Вы вероятно думаете: «Какие культурные греки!» Тогда расскажу про вакханалии. Там греческие граждане превращались в варваров, диких зверей и мифических персонажей. Хитрая уловка – празднуем воссоединение с природой и богом Дионисом, а он тот ещё кутила, поэтому организуйте оргию для здоровья организма.

Тициан - «Андрийские вакханалии (Вакханалия)»
Тициан - «Андрийские вакханалии (Вакханалия)»

На кратере как раз пример симпосия, а на картине Тициана – самая настоящая вакханалия!

Следующая метаморфоза алкоголя в искусстве случилась при христианах. Вино превратилось в кровь Христа, и веселье напитков пропало с картин, как и все другие нерелигиозные сюжеты. А на религиозных полотнах алкоголь стал частью священных таинств – ничего интересного. Совсем редко винишко и пивушко возникали в маргиналиях – забавных рисунках на полях священных манускриптов.

Мистический пресс. Нравоучительная Библия Филиппа Смелого
Мистический пресс. Нравоучительная Библия Филиппа Смелого
маргиналии дерутся
маргиналии дерутся
-5
Марко Пино - «Мистический винный пресс и Христос во славе»
Марко Пино - «Мистический винный пресс и Христос во славе»

Во времена Ренессанса искусство снова оказывается светским. А значит горячительное возвращается в живопись!

Творцы заново открывают новые сюжеты: масштабные свадьбы и пиры, Иисус превращается в винный пресс, выглядывают маленькие зарисовки из жизни замечательных людей. Возвращаются мифы, а там и алкоголь рекой!

Вакх снова появляется на холстах, пьяненькие селены и сатиры гуляют от души, пьют, оголяются и пристают к нимфам. Рубенс, Караваджо и Веласкес напоминают – мы скучали!

Питер Пауль Рубенс - «Вакх»
Питер Пауль Рубенс - «Вакх»
Диего Веласкес - «Триумф Вакха (Пьяницы)»
Диего Веласкес - «Триумф Вакха (Пьяницы)»
Караваджо - «Вакх»
Караваджо - «Вакх»

Отдельным жанром становится мёртвая природа. Ну или натюрморт, если удобно. Авторы обязательно добавляли пьянящие напитки на свои натюрморты, и не просто так – добавить намёк на веселье или разнообразие жизни, а иногда и вовсе напугать скорой смертью.

Итак, вино для греков и христиан, пиво для монастырей и бюргеров, шампанское с устрицами для элиты. Что же пили импрессионисты и прочие новые исты? Абсент!

Зелёная фея кружила головы Мане и Дега, хлестали абсент Ван Гог и Пикассо, пока ядрёный напиток не запретили в 1905 году. Но художники напробовались и запечатлели кусочек истории – «Любительница абсента» Пикассо хмурится в Эрмитаже, «Любитель абсента» Мане вызывал скандалы (как и многие творения француза), грустит девушка в утреннем кафе в «Абсенте» Дега.

Пабло Пикассо - «Любительница абсента»
Пабло Пикассо - «Любительница абсента»
Эдуар Мане - «Любитель абсента»
Эдуар Мане - «Любитель абсента»
Эдгар Дега - «Абсенте»
Эдгар Дега - «Абсенте»

Про напитки поговорили, но что идёт рядом с алкоголем и частенько захаживает в гости к любителям выпить? Пьянство. Искусство показало нам жизнерадостный мир культурного выпивания, искусство же научит не бухать лишнего.

Картины древних греков мы никогда не увидим, но зато на бесконечных кувшинах остались вакханалии и культурные (а иногда безумные) симпосии. Воду добавляли, но помогало не всегда – отсюда сценки пьяных игрищ, однополых ласк, танцы под древнегреческого Лепса и излияния вина обратно. Хорошие пиарщики у этих ваших греков, вино они разбавляли…

греки веселятся
греки веселятся

Христиане всегда боролись с грешным пьянством, хотя в Библии какого только алкоголя не бывает (учёные насчитали полтора десятка разных названий). Осуждаем и не пьём, дорогие прихожане, нате поучительных картинок. Пьяному Ною хамит его сын Хам, щедрая Юдифь наливает вина Олоферну, дочери напаивают Лота, и у них явно есть некий план…

Андреа Сакки - «Пьяный Ной». Ну может себе позволить всё же
Андреа Сакки - «Пьяный Ной». Ну может себе позволить всё же
-15
Поискал цензурную версию про Лота и его любимых дочерей
Поискал цензурную версию про Лота и его любимых дочерей

А как хороши голландские живописцы-сатирики! Жизнерадостно показывали выпивох, да ещё и учили – повторять не надо, работают профессионалы. Работы одного Яна Стена во всей красе покажут забавный алкобыт голландцев 17 века. Пьющие семьи, гудящие таверны, автопортреты в виде синего человечка, да голландских аллегорий туда, ну классно же!

Ян Стен - «Весёлая компания»
Ян Стен - «Весёлая компания»
Ян Стен - «Ссора игроков в карты»
Ян Стен - «Ссора игроков в карты»
Ян Стен - «Гуляки»
Ян Стен - «Гуляки»

Даже Дали намекает со своим винным котёнком – не хлестайте вы как не в себя, и не такое увидите. Или приглашает к себе в гости – в уютный мир подпитого подсознания.

-20

Прислушаемся к художникам – если бражничать, то культурно и в меру. Но если вы на празднике Диониса…

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи)

Ну и заходите почитать
другие посты.
До встречи!