Для кинематографа любое событие является сюжетом, нет такой сферы жизни, какую бы оставили без внимания сценаристы и режиссёры. Причём, чем сложнее, тем лучше. Сложности интересны и для актёров как амбициозных личностей, чтобы показать свой драматический талант. Криминальный мир относится к той категории сложных тем – всю правду показать невозможно и необходимо сохранить баланс между правдивостью и романтизацией (чтобы этот мир не выглядел привлекательным и желанным).
Всё же у поп-культуры есть грешок делать скорее рекламу порокам, а не предостережение для подрастающего поколения. История, разворачивающаяся на экране, захватывает внимание зрителей, и в этот момент она способна влиять на эмоции человека и, возможно, искажать их текущие убеждения, а образы из фильма могут играть определённую роль в формировании мнения общественности.
Примеры:
- в 1991 году в пригороде Чикаго вспыхнули беспорядки между полицией и афроамериканцами у кинотеатра, где показывали "Ребят с улицы" (Boyz in the Hood) Джона Синглтона, посвящённый проблемам бандитизма и полицейского расизма;
- в 1992 году в Австралии начались беспорядки и возросла расовая напряжённость после выхода фильма "Скины" (Romper Stomper) Джеффри Райта;
- фильм Оливера Стоуна "Прирождённые убийцы" (Natural Born Killers) 1994 года вызвал серьёзные споры – его содержание сочли чрезмерным для многих зрителей.
На авторах лежит большая ответственность при создании таких историй для экрана – они должны давать понимание, что преступники не являются героями, а их мир предназначен не для каждого. Сложность тут витиеватая – этот мир является частью жизни, но лучше бы её избежать; и в этой жизни всё же тоже люди с такими же чувствами и желаниями. На плечах сценаристов и постановщиков лежит задача показать людей людьми, противопоставить хорошее плохому и преподнести урок зрителям. В том, что преступный образ жизни – это не та сфера, к которой стоит стремиться как в школу и университет.
Предисловие звучит довольно скучно, но важно также понимать, что кино – это кино. Его задача – развлекать, от того иногда происходит искажение и подмена понятий (с толку сбивает атмосфера во многих подобных фильмах, она какая-то беззаботная, не избегающая шуточек и игривости). И реальные гангстеры становятся чуть лучше своих прообразов, если производится адаптация какого-нибудь романа по реальной истории. Например, реальный Джимми Бёрк (его фамилия была Конвей в “Славных парнях” Мартина Скорсезе) заманивал детей своих должников в холодильник и не выпускал их оттуда, пока долг не был выплачен. Но в фильме эта деталь упущена, акцент поставлен на стильный образ Конвея и его влияние на Генри Хилла.
Потому при просмотре фильмов с криминальной тематикой важно держать в голове этот нюанс.
“Андрюха, по коням! Возможно, kриминaл” | примеры моих любимых фильмов на эту тему
У меня самой накопился приличный список любимых фильмов на эту тему. Трилогию “Крёстный отец”, “Однажды в Америке”, “Лицо со шрамом” я не упоминаю, они идут по умолчанию. В списке есть только два фильма от Мартина Скорсезе (а нравится мне намного больше), но я там объясню, почему выделила именно их.
“Золото Рейна” (2022, Rheingold), режиссёр Фатих Акин
Сюжет этой драмы основан на истории реальной личности – Гивара Хаджаби (Giwar Hajabi), немецкого бизнесмена и рэпера, выступающего под псевдонимом Xatar (курд. “опасный”). Свою биографию “Всё или ничего: Мы за то, что мир – наш” Xatar опубликовал в 2015 году.
Фильм получился вдохновляющим, он показывает предприимчивого человека, через какие сложности приходится ему проходить, а он при этом не ломается под их гнётом, а наоборот – находит ещё больше сил, чтобы начать жизнь заново и построить карьеру. Гивар Хаджаби, ребёнок курдско-иранских беженцев, проходит путь от торговли кокаином, тюремного срока за ограбление до восхождения в мире рэп-музыки (свой первый альбом он как раз и записывает в камере на диктофон).
В центре внимания находится история с ограблением фургона, незаконно перевозившего золотые зубы, которые могильщики со всей Германии тайком забирали у покойников. Главную роль исполняет Эмилио Сакрая (Emilio Sakraya), он сделал своего героя очень похожим на усреднённый портрет преступника, каким их привыкли видеть – лысый и с диким взглядом, но добавил ему внутреннего тепла, чем и вызвал симпатию и желание сопереживать его нелёгкой судьбе.
“Мыс страха” (1991, Cape Fear), режиссёр Мартин Скорсезе
История о том, как прошлое возвращается и заставляет платить по счетам. Преступник Макс Кейди (в исполнении Роберта Де Ниро) выходит из тюрьмы, он намерен отомстить своему адвокату Сэму Боудену (в исполнении Ника Нолте) за то, что тот пренебрёг своими обязанностями и скрыл улику, свидетельствующую в пользу Кейди. Если бы Боуден заявил о ней на суде, Кейди не посадили бы.
Это лишь поверхностное описание, фильм наполнен мыслями о правосудии и о том, кто и как им управляет. Всё это дополнено прекрасным актёрским составом. Тут я не буду оригинальна и опять заведу свою любимую песню, как восхищаюсь Робертом Де Ниро. Но, правда, здесь он просто сносит с места своей игрой, словно ураган. Его безумный Кейди и ужасен, и обаятелен одновременно; Де Ниро мастерски смешивает эти качества, чередует их, что в итоге получается настоящий обаятельный злодей, от чего ещё страшнее. Тут как раз и можно сказать в его пользу то, что Кейди – человек, потому как не встать на его сторону. Он же тоже заслуживает справедливости. Хотя тут же мешает правда о нём – то, что он сам способен сделать с человеком, вызывает оторопь.
Этим фильм и интересен – он заставляет смотреть на обычные понятия справедливости и правосудия под сильным увеличением, чтобы разобраться в их нюансах.
“Отступники” (2006, The Departed), режиссёр Мартин Скорсезе
Молодой амбициозный полицейский Колин Салливан (в исполнении Мэтта Деймона) находится на тайной службе криминального авторитета Фрэнка Костелло (в исполнении Джека Николсона), кому он передаёт все планы полиции, чтобы Костелло мог проворачивать дела и не попадаться. Другой полицейский Билли Костиган (в исполнении Леонардо ДиКаприо) получает задание от полиции внедриться в мафиозные круги и втереться в доверие к Костелло. Так получается, что Салливану и Костигану нужно выследить друг друга.
Мартин Скорсезе не ищет лёгких путей, он всегда ставит своих героев и персонажей в жёсткие условия. В этой драме он исследует борьбу за сохранение своей истинной сущности при условии, что приходится вести двойную жизнь. Усложняется это тем, что в жизни молодых людей нет настоящей фигуры отца, эта фигура заменяется криминальным авторитетом Костелло. В центре внимания находится идея о размытых границах добра и зла.
История эта очень сложная за счёт того, как тут пересекаются линии с поиском “крота”, раскрытия характера молодых полицейских, преступлений Фрэнка Костелло. Но! Чем так ещё прекрасен этот фильм – помимо игры актёров и самой истории – так это монтажом Тельмы Скунмейкер. Я считаю, что это лучший образец, который показывает, как грамотный монтаж помогает понимать историю и облегчает её восприятие. При таком сложном наслоении из событий она сумела совместить все сцены очень плавно, каждая из них логично дополняет друг друга и раскрывает.
“Пepедозировкa” (2022, Overdose), режиссёр Оливье Маршаль
Оливье Маршаль – бывший полицейский, ставший режиссёром. Опыт работы в полиции дал ему понимание о том, как устроен криминальный мир, потому его истории получаются приземлёнными, по крайней мере он не старается что-то в них приукрасить.
Сюжет построен из трёх линий, которые сначала идут, кажется, обособленно, а потом пересекаются и логично завершаются. Полицейский Ричард Кросс расследует убийство двух подростков в больнице; глава отдела по борьбе с наркотиками Сара Беллеш выслеживает банду наркоторговцев; банда Альфонсо Кастровьехо планирует крупную транспортировку кокаина из испанской Каталонии во французский Каркасон.
В сравнении с выше указанными Билли Костиганом и Колином Салливаном у Мартина Скорсезе, которые получились сложными и неоднозначными, у Оливье Маршаля всё наоборот. Бандиты – плохие, я бы сказала, отъявленныe пoдонки, а полицейские – борцы за справедливость. Но это не скучно ничуть, это в хорошем смысле простенько и со вкусом.
“Афера” (1973, The Sting), режиссёр Джордж Рой Хилл
Чикаго 1930-х. Джонни Хукер (в исполнении Роберта Редфорда) теряет своего напарника Лютера, того убивают люди из группировки мафиози Дойла Лоннегана. Хукер обращается к Генри Гондорфу (в исполнении Пола Ньюмана), чтобы тот помог ему отомстить Лоннегану. В качестве мести они разработали масштабную аферу.
Вообще это комедийный фильм, один из примеров намеренно несерьёзного насмешливого тона, выбранного для рассказа криминальных историй. Занятная остроумная афера, которую постепенно проворачивают Генри Гондорф и Джонни Хукер, дополняется прекрасной непринуждённой игрой Редфорда и Ньюмана.
“Бронкская история” (1993, A Bronx Tale), режиссёр Роберт Де Ниро
Это режиссёрский дебют актёра Роберта Де Ниро, он поставил фильм по одноимённой пьесе актёра Чазза Пальминтери (Chazz Palminteri).
Девятилетний Калоджеро Анелло становится свидетелем yбийствa – босс мафии Сонни застрелил человека без видимой причины. Во время допроса Калоджеро не выдаёт Сонни, и с этого начинается их дружба, Сонни берёт мальчика под своё крыло.
Как бы странно это ни звучало, это светлое кино о добром деле для плохого человека. Этот фильм как книга-сказка, он сделан в светлых тонах хотя и на гангстерскую тему (тоже, кстати, пример того, как ещё можно преподнести и раскрыть тему из криминального мира). “Бронкская история” вбирает в себя лучшие моменты этого жанра – немного “Славных парней”, немного – “Однажды в Америке”. Это его не портит, он пропитан позитивной энергией, показывает взросление мальчика под присмотром строгого отца Лоренцо (в исполнении Роберта Де Ниро). Для мальчика его строгость кажется странной, но со стороны очевидно то, что он его любит и желает ему только лучшего. Несмотря на такую подачу, фильм не романтизирует криминал, он предлагает отрезвляющий взгляд на реальность, укоряя стремление к быстрому обогащению сомнительными способами и подкрепляя мысль последствиями подобного выбора.
“Преступница Эмили” (2022, Emily the Criminal), режиссёр Джон Паттон Форд
Эмили (в исполнении Обри Плаза), начинающая художница из Лос-Анджелеса, которая не может найти “настоящую” работу из-за судимости, полученной в юношеские годы, а ещё у неё большой долг за обучение. Однажды её сводят с человеком, который предлагает 200 долларов в день примерно за два часа работы. Опасность (и ирония) в том, что быстрый заработок является мошенничеством с кредитными картами и неудача грозит тюремным заключением. Тем не менее, Эмили соглашается.
В этом криминальном триллере Форд показывает, на что толкает человека экономическая несправедливость, какова пропасть между бедными и богатыми и как порой простая девушка превращается в Робина Гуда, крадущего деньги у богатых и отдающего их в данном случае самой себе.
“Пророк” (2009, Un prophète), режиссёр Жак Одиар
Девятнадцатилетний Малик Эль Джебена (в исполнении Тахара Ракима) приговорён к шести годам тюремного заключения. Здесь он становится помощником местного авторитета Сезара Лучиани, что помогает ему обрести защиту и уверенность. А позже построить и собственные планы.
По уровню закрученности сюжет не уступает драме “Отступники” Мартина Скорсезе, два с половиной часа совсем не ощущаются. В этом жестоком фильме с критикой тюремной французской системы нашлось место даже искренности, которую могут проявлять люди даже в стеснённых и безвыходных условиях. Многие критики сравнивали "Пророка" с классикой жанра – с сагой Фрэнсиса Форда Копполы "Крёстный отец" (1972).
“Гнев человеческий” (2021, Wrath of Man), режиссёр Гай Ричи
Патрик Хилл (в исполнении Джейсона Стэйтема) устраивается инкассатором в компанию Fortico Security. Он старается вести себя неприметно, чтобы на него обращали как можно меньше внимания. Ему это важно, потому что он преследует свои цели.
Это мой самый любимый фильм у Гая Ричи. Мне кажется, это самый органичный союз режиссёра и этого актёра именно в этом сюжете. Собранный безэмоциональный Стэйтем и стильный в своей манере постановки Ричи. Гай Ричи на свой манер переиграл французского “Инкассатора” 2004 года, подведя не к душераздирающему финалу, а к пафосному, но получилось это блестяще.
Также в этом фильме отмечу очень яркое участие Скотта Иствуда, достойный наследник престола.
“Парни со стволами” (2016, War Dogs), режиссёр Тодд Филлипс
По сюжету Дэвид Пакуз (в исполнении Майлза Теллера) и Эфраим Дивероли (в исполнении Джоны Хилла) выиграли контракт на триста миллионов долларов от Пентагона на вооружение союзников Америки в Афганистане.
Сценарий этого комедийного криминального боевика вольно основывается на реальной истории, опубликованной в журнале Rolling Stone в 2011 году. Статья называлась “Оружие и чуваки” (Arms and the Dudes), её написал журналист Гай Лоусон, специализирующийся на расследованиях преступлений. Эту историю можно назвать поучительной в том плане, что она изобличает такой порок как жадность; если ей дать контроль над сознанием, она приводит к плачевным результатам.
***
Бонус. Два мини-сериала: они запутанные, оба своеобразные.
- испанский “Харлан Кобен. Невиновен” (2021, El inocente), режиссёр Ориол Паоло
- датский “Ковбой из Копенгагена” (2022 – 2023, Copenhagen Cowboy), режиссёр Николас Виндинг Рефн