Найти в Дзене

Элизабет Тейлор - блестящая вершина голливудского гламура

Оглавление

По материалам Александра Чейни

Элизабет Тейлор в 1957 году. Фотоархив CBS/Getty Images
Элизабет Тейлор в 1957 году. Фотоархив CBS/Getty Images

ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР ( 27.02 1932-23.02.2011)

Элизабет Тейлор, актриса, которая ослепляла поколения кинозрителей своей потрясающей красотой и чьё имя было синонимом голливудского гламура, умерла 23.03.2011 года в Лос-Анджелесе. Ей было 79 лет.

Пресс-секретарь медицинского центра Cedars-Sinai сообщила, что г-жа Тейлор умерла в 1:28 утра по тихоокеанскому времени. Ее публицист Салли Моррисон сказала, что причиной стали осложнения застойной сердечной недостаточности. У г-жи Тейлор за эти годы было несколько медицинских неудач, и незадолго до смерти её госпитализировали из-за проблем с сердцем.

В жизни, полной сюрпризов, одним из самых странных фактов является то, что в младенчестве ее считали гадким утенком. Элизабет Роземонд Тейлор родилась в Лондоне 27 февраля 1932 года, она была вторым ребенком в семье американцев с корнями в Канзасе. Ее отец, Фрэнсис Ленн Тейлор, был арт-дилером, которого перевели в Лондон из Нью-Йорка. Её мать, бывшая Сара Виола Уормбродт, до замужества играла в театре в Нью-Йорке под именем Сара Сотерн. Ее брат Говард родился в 1929 году. По словам её матери, при рождении «крошечное личико ее дочери было так плотно закрыто, что казалось, будто оно никогда не развернется.

В мире мерцающих образов Элизабет Тейлор была постоянной звездой. Впервые появившись на экране в возрасте 10 лет, она выросла там. Она никогда не переживала неловкого возраста. Это был один быстрый скачок от «Национального бархата» к «Месту под солнцем», а оттуда к «Клеопатре». Так она с успехом преобразилась из уязвимой детской актрисы в сладострастную королеву кино.

За свою карьеру, которая длилась около 70 лет и в которой она снялась более чем в 50 фильмах, она получила две премии «Оскар» как лучшая актриса. Эти премии за роль девушки по вызову в фильме «Баттерфилд 8» (1960) и язвительную Марту в фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966). Майк Николс, который снимал ее в фильме «Вирджиния Вулф», сказал, что считает ее «одной из величайших актрис кино». Когда в 1986 году г-жа Тейлор была удостоена награды Кинообщества Линкольн-центра, Винсент Кэнби написал в The New York Times: «Больше, чем кто-либо другой, я могу сказать, что Элизабет Тейлор представляет собой законченный феномен кино — то, что такое кино как искусство и индустрия, и что оно значит для тех из нас, кто вырос, смотря их в темноте».

Элизабет Тейлор, кадр из фильма «Баттерфилд 8»(1960 г).
Элизабет Тейлор, кадр из фильма «Баттерфилд 8»(1960 г).

Популярность г-жи Тейлор сохранялась на протяжении всей ее жизни, но критики иногда были сдержанны в своих похвалах её игры. В этом смысле ее, возможно, порой затмевала её собственная поразительная красота. Может ли кто-то столь же прекрасный, как Элизабет Тейлор, быть еще и талантливым? Ответ конечно, нет.

Учитывая отсутствие у нее профессиональной подготовки, диапазон ее актерской игры был на удивление широк. Она играла хищных лисиц и раненых жертв. Она была Клеопатрой на блестящей барже, кошкой Мэгги Теннесси Уильямса, Кэтрин Холли, которая столкнулась с ужасом «внезапно прошлым летом». Ее мелодраматические героини чувствовали бы себя, как дома в мыльных операх.

Джозеф Л. Манкевич, который снимал ее в «Внезапно прошлым летом» и «Клеопатре», увидел ее впервые в Каннах, когда ей было 18 лет. «Она была самым невероятным видением прелести, которое я когда-либо видел в своей жизни», — сказал он. «И она была чистой невинностью».

Манкевич восхищался ее профессионализмом. «Что бы ни требовал сценарий, она это играла», — сказал он. «Нить, которая проходит через все, — это женщина, которая является честным исполнителем. В этом и заключается ее личность».

Манкевич также сказал, что для мисс Тейлор «проживание жизни было своего рода актерством», что она проживала свою жизнь «в экранном времени».

Воплощение красоты.

-3

Мэрилин Монро была богиней секса, Грейс Келли — ледяной королевой, Одри Хепберн — вечной девчонкой. Мисс Тейлор была воплощением красоты. Как сказал режиссер Джордж Стивенс, когда он выбрал ее для «Места под солнцем», роль требовала «красивой девушки в желтом кабриолете Cadillac, на которой каждый американский мальчик, рано или поздно, думает, что может жениться».

В ролях, которые она играла, было больше, чем просто отголосок самой мисс Тейлор. Она играла с притягательностью своей личности. Хотя она могла менять свой внешний вид для роли — набирая вес для Марты в «Вирджинии Вульф» или надевая сложные исторические костюмы — она не была хамелеоном, принимая окраску персонажа. Вместо этого она приближала персонажа к себе. Для нее актерская игра была «чисто интуитивной». Как она сказала: «Я стараюсь дать максимальный эмоциональный эффект с минимумом визуального движения».

Иногда ее роли в кино казались зеркальным отражением ее жизни. Больше, чем большинство кинозвезд, она, казалось, существовала в публичном пространстве. Ее преследовали папарацци и осуждал Ватикан. Но за, казалось бы, скандальным поведением скрывалась женщина с четким чувством морали: она регулярно выходила замуж за своих любовников. Она имела достаточно браков, чтобы подтвердить карьеру серийной жены. На вопрос, почему она так часто выходит замуж, она ответила, напускным голосом растягивая слова: «Я не знаю, дорогая. Это, конечно, чертовски меня заводит».

В жизни, полной эмоциональных и физических неудач, серьезных болезней и несчастных случаев и нескольких предсмертных переживаний, г-жа Тейлор была выживальщиком. «Мне всю жизнь везло», — сказала она незадолго до своего 60-летия. «Мне все было дано. Внешность, слава, богатство, почести, любовь. Мне редко приходилось бороться за что-либо. Но я заплатила за эту удачу катастрофами». В 65 лет она сказала в программе ABC «20/20»: «Я как живой пример того, через что люди могут пройти и выжить. Я не такая, как все. Я — это я».

Ее жизнь была разыграна в печати: мили газетных и журнальных статей, галактика фотографий и полка биографий, каждая из которых рисовала свой портрет. «Самолеты, поезда, все останавливается для Элизабет Тейлор, но публика не имеет представления о том, кто она», — сказал Родди Макдауэлл, который был одним из ее первых коллег и другом на всю жизнь. «Люди, которые проклинают ее, хотели бы, чтобы они могли делать то, что, по их мнению, она делает».

Было одно общее согласие: ее красота. Как отметили операторы, ее лицо было безупречно симметричным. У неё не было неудачного ракурса, а её глаза были самого глубокого фиолетового цвета.

Одним из видных и, возможно, удивительных инакомыслящих относительно ее внешности был Ричард Бертон, который был ее мужем дважды. Представление о его жене как о «самой красивой женщине в мире — абсолютная чушь», — сказал он. «У нее прекрасные глаза», — добавил он, — «но у нее двойной подбородок и чрезмерно развитая грудь, и она довольно короткая в ноге».

На экране и за его пределами мисс Тейлор была провокационным сочетанием ангела и соблазнительницы. Во всех своих воплощениях она обладала яркой чувственностью. Порой это было больше, чем оттенок вульгарности. Она не стеснялась своей любви к броским украшениям. «Я знаю, что я вульгарна», — сказала она, обращаясь к своим поклонникам с типичной откровенностью, «но вы бы хотели, чтобы я была другой?»

В течение многих лет она была в верхней части списка кассовых звезд. Даже когда ее фильмы были неудачными, или, в конце ее карьеры, когда она снималась нечасто, она сохраняла свою славу: была только одна Лиз. Это прозвище, которое она ненавидела. Её известность росла по мере того, как она жила на виду у публики. Она ничего не могла с этим поделать. «Публичное я», — сказала она, — «та, которую зовут Элизабет Тейлор, превратилась в кучу ерунды и выдумок — кучу чепухи — и я нахожу её немного отвратительной».

В конце жизни она стала общественным активистом. После смерти ее друга Рока Хадсона она помогла основать Американский фонд исследований СПИДа и помогла собрать для него деньги. В 1997 году она сказала: «Теперь я использую свою славу, когда хочу помочь делу или другим людям».

Дважды она играла главные роли на Бродвее, в возобновленной постановке «Маленьких лисиц» Лилиан Хеллман в 1981 году и два года спустя в «Частной жизни» Ноэля Коварда с Бертоном, тогда её бывшим мужем. В первом случае она завоевала уважение критиков, во втором они с Бертоном опустились до самопародии. Но театр не был ее идеальной ареной. Именно, как кинозвезда, она произвела неизгладимое впечатление.

Читайте мои ранее опубликованные статьи о Элизабет Тейлор:

Продолжение в следующей публикации.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропускать новые статьи! 

И спасибо вам за лайки!