Найти тему
Александр Телешинин

Претензия к Wildberries от продавца

Оглавление

Александр Телешинин - кандидат юридических наук, магистр корпоративного права МГУ имени М.В. Ломоносова, частнопрактикующий юрист. Более 150 выигранных судов против Wildberries.

У продавцов, которые работают на Wildberries, достаточно часто возникает необходимость написать досудебную претензию к маркетплейсу. Утеря товара, необоснованные штрафы, другие начисления, уклонения от выплат - это далеко не весь перечень проблемных ситуаций с WB.

Разумеется, составление претензии - это задача для юриста, поскольку от содержания «досудебки» может зависеть позиция селлера в суде и даже судебное решение. Однако бывают случаи, когда у продавца нет финансовой возможности обратиться к юристу и приходится готовить претензию самостоятельно. Для этих случаев я дам несколько ключевых рекомендаций и советов.

Строго установленной формы претензии нет

Нет требований к «шапке» и содержанию досудебной претензии. Главное, обозначить любой свой уникальный реквизит (например, ИНН) и изложить суть требований.

Гораздо важнее не сами реквизиты, а грамотные и точные формулировки требований. Вас, с одной стороны, должны понять юристы маркетплейса. С другой стороны, если дойдет до иска, суд должен видеть, что Вы потребовали не меньше, чем заявили в исковом заявлении. Без досудебной претензии - в суд обратиться нельзя. Как следствие, Ваши требования сначала должны пройти через претензию и только потом - попасть в иск.

Формулировка требований должна быть обязательно привязана к определенным идентификаторам: номерам и датам еженедельных отчетов, артикулам WB, баркодам и т.д. Потребовать просто аннулировать штраф в 100 000 руб. (без привязки к периоду) или возместить убытки за утерю 10 брюк бренда Х (без привязки к артикулу) - чревато рисками отказа в суде.

Направлять строго через портал

В оферте Wildberries достаточно давно закреплено положение о том, что все досудебные претензии направляются строго через портал. Вы можете направить бумажной почтой, электронной почтой, через ЭДО, но в качестве дополнения. Если не отправите в портале - будет считаться, что не отправили вовсе.

Претензию нужно подавать своевременно

Как только обнаружили нарушение со стороны маркетплейса - нужно сразу подавать претензию. Особенно это касается различного рода штрафов и начислений по еженедельным отчетам. Если своевременно не подать претензию, маркетплейс может сослаться на несоблюдение разумных сроков в суде. Тогда судья вполне может отказать в удовлетворении иска.

Требование о необходимости подавать возражения в «разумный» срок - установлено офертой. Очевидно, что разумность - термин абстрактный. Сколько в этой «разумности» дней Вам не скажет никто. Старайтесь ориентироваться на срок от недели до месяца.

Стремитесь к альтернативности требований

Когда формулируете то, что хотите потребовать от маркетплейса, не ограничивайтесь одним требованием. Если допустимо заявить альтернативные требования - обязательно заявляйте.

Например, если маркетплейс потерял Ваш товар, просите не просто возместить убытки. Просите либо отразить товар на остатках, либо включить его в еженедельный отчет о реализации, либо вернуть товар, либо возместить убытки.

Кстати, требование о необходимости заявить возврат - выработано на уровне судебной практики. Если не заявить возврат по спору об утере товара - суд может отказать в иске. Именно с такого рода тонкостями связана необходимость обращения к профильному юристу даже на этапе досудебки.

Когда после претензии можно обратиться в суд?

Вы можете подать иск в Арбитражный суд Московской области при наличии одного из двух условий:

  1. Либо Wildberries не реагирует на претензию в течение месяца.
  2. Либо Wildberries отвечает на претензию отказом (даже до истечения 30 дней).

Для обращения в суд необходимо будет приложить не только скан самой претензии, но и скриншот о ее отправке. Рекомендую этот скриншот сделать сразу после отправки, поскольку были ситуации, когда маркетплейс удалял обращения.

Больше полезной юридической информации по Вайлдберриз Вы можете найти на моем YouTube-канале «Александр Телешинин».