Калаи Кахкаха - название трех расположенных рядом друг с другом небольших городищ около современного поселка Шахристан на севере Таджикистана. Область, расположенную к северо-востоку от Согда, в раннем средневековье называли Уструшаной; предполагается, что столица Уструшаны в ІХ-Хвв.- Бунджикат - располагалась на месте современного Шахристана.
B раннем средневековье Уструшана была культурно связана с Согдом, однако политически была самостоятельной и чеканила собственную монету.
Местоположение этой области в труднодоступных горах обеспечивало ей автономию и в то же время известный консерватизм в историческом развитии.
Ислам укрепился в Уструшане не ранее середины ІХ в., а династия правителей этой страны (афшины), просуществовала с доисламских времен до 893 г. Наиболее известный представитель этой династии -Афшин Хайдар, или просто ал-Афшин- в начале ІХ в. поступил на службу к аббасидскому халифу.
Он был наиболее выдающимся полководцем у арабов это время, одержал несколько ярких побед.
В 841 г. его казнили по навету недоброжелателей, он обвинялся в том, что, будучи номинально мусульманином, продолжал тайно исповедовать язычество, хранил дома идолов и «книгу магов», подговаривал уструшанцев разрушить построенную на месте старого храма мечеть (возможно, часть обвинений имела под собой реальную основу).
Раскопки в Шахристане и его округе, проведенные в 1960-1970-х гг. таджикскими археологами, продемонстрировали ряд хорошо сохранившихся памятников VII-IX вв. с наиболее поздними произведениями искусства, выполненными в согдийской манере.
Самым ярким из них является цитадель городища Калаи Кахкаха-1, украшенная деревянной скульптурой и живописью, которую интерпретируют как дворец афшинов Уструшаны (исследована Н. Н. Негматовым и В. М. Соколовским).
Стены так называемого Малого зала дворца (Vl-lХ вв.) были покрыты тремя ярусами росписей, в которых доминирует ультрамарин - самая дорогая краска в Средней Азии, производившаяся из лазурита. Напротив входа на высоту всех трех ярусов располагалось изображение бога на троне с протомами коней, на остальных стенах были изображения битвы людей (которым помогают боги) и демонов.
Для живописи Малого зала характерна чрезвычайно точная проработка деталей, каллиграфическая тонкость линий, вкрапления отсутствующей в росписях Пенджикента зеленой краски, применение белил, различная интенсивность цвета, для передачи объемности изображения. Один разлицо дано анфас, что нехарактерно для живописи доисламской Средней Азии.
Фрагментросписи стены коридора у входа в тронный зал, относящийся к более раннему времени, по стилю ближе к росписям Согдианы, однако удивителен сюжет: волчица, кормящая молоком двух младенцев.
Тема вскармливания будущего правителя хищником встречается и среди иранцев (где Кира Великого воспитывает женщина по имени Собака), и среди тюрок (искалеченного основателя будущего правящего рода Ашина взращивает волчица), однако двух младенцев мы встречаем только в древнеримской легенде о Ромуле и Реме.
Вероятно, уструшанский художник копировал некое изображение, пришедшее с запада, образ «капитолийской волчицы» часто встречается в искусстве Рима, в том числе на монетах, ходивших далеко за пределами Империи.
ПРО ИТАЛИЮ ⤵️ жми