Найти тему
Квадратура круга

Самолет «Байкал» как зеркало "эффективного менеджмента"

В истории с чудесным подешевлением самолета «Байкал», как в капле воды отразился весь наш «эффективной менеджмент». А также его безграничная алчность. Тут прекрасно всё с самого начала.

Аппарат ЛМС-901 «Байкал» заявлялся как замена легендарному Ан-2 («Кукурузнику»). Ан-2 был создан в далеком 1947 году. Да-да, в сорок седьмом! И машина получилась настолько удачной, неприхотливой и универсальной, что летает до сих пор. Морально устарела, да, но..... а чем менять-то?

Почему-то государство не особо стремилось сделать новый самолет такого класса. А чё? Летает? Летает. Короткий разбег, короткий пробег, прост в управлении, экономичен. И пассажиров может возить, и грузы, и сесть может на небольшую неподготовленную площадку: длина пробега менее 200 метров. Поди сделай лучше...

Но всё-таки казна выделила разработчикам деньги на замену. Они, как это у нас часто бывает, не стали париться с разработкой самолета «с нуля». Они взяли отвергнутый еще в 90-е годы проект Т-101 «Грач» (вот он на фото),

"Грач"
"Грач"

придумали ему красивое имя «Байкал», кое-то подшаманили с приборами и салоном, и получился (точнее, стал получаться) «Байкал». Ушло на это лет 7. Всё это время из бюджета тянули деньги, которых было всегда мало. Будущим покупателем новой машины в основном выступало государство, и разработчики изначально выставили цену на аппарат в пределах 200 млн. рублей.

И вот в этом году на одной из выставок производитель вдруг поднял ценник сразу до 455 млн! То есть менеджеры взяли в бюджете бабла, на это бабло вроде как сделали самолет (хотя прототип уже был: тот самый «Грач», который зарубили в связи с развалом СССР), и теперь хотят на нем же и навариться, слупив с заказчика (с государства) двойную цену.

Самолет ЛМС-901 "Байкал"
Самолет ЛМС-901 "Байкал"

Кто сказал, что такой менеджмент неэффективный? Эффективность зашкаливает, просто не для страны, а для них лично. Ну и для каких-то чиновников, которые близки ко всем этим заказам/контрактам/бюджетам.

История дошла до Президента, который на Восточном экономическом форуме попросил разобраться в ценовом вопросе. А заодно и в сроках: почему так долго делают самолет? Что, это что-то принципиально новое, ранее невиданное, где всё надо придумывать с нуля?

И тут – о, чудо! Цена сразу же уменьшилась до 260 миллионов! Как отметил вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном ФО Юрий Трутнев,

«Надо им отдать должное: со дня Восточного экономического форума прошло несколько дней, самолет подешевел в два раза».

Более того, перепуганные производители заявили, что у самолета вдруг уменьшился разбег. Напомню, Ан-2 может взлетать с полосы (точнее, с любой твердой площадки) длиной 200 – 300 м метров (в зависимости от загрузки). А «Байкалу» нужна полоса 1100 м, причем бетонная или тщательно укатанная и сухая грунтовка. Не трава, не снег, как для Ан-2. Как так? Ведь новый самолет можно же было сделать легче (композитные материалы, приборы легче), а двигатель сделать помощнее, чем старый бензиновый? Нет, заявлено 1100 м, что во многом лишает проект смысла: Ан-2 как раз и нужен был для работы с неподготовленных коротких полос. Именно такая замена ему и требовалась. Обманули?

Но после вопроса Президента заявлено, что разбег сократился сразу до 350 м. (Тут, извините, любой специалист вам скажет, что такое чудо невозможно, это уже какое-то шулерство. Не в смысле, разбег 350 невозможен, а в смысле, сократить его втрое, не меняя конструкцию или вес машины, невозможно вообще никак. Разве что топливо слить и крылья отстегнуть).

Как сказал тот же Трутнев,

«Нам предъявляли 1050 м. Я вообще не знал, что с этим делать, скажу честно. Потому что у нас полос по 1050 м на Дальнем Востоке 33 — и всё. А все остальные не подходят. Для всех остальных никакой «Байкал» сесть не сможет. Вчера мне сказали, да нет, 350 м».

Вот такие чудеса. Думаю, не надо объяснять, что стало бы с производителями в тяжелые сталинские времена. Что будет сейчас, не знаю. Денег не вернешь, ввод самолета опять перенесли на 2026 год. Опять что-то не так? Или производитель просто решил добрать денег другим путем: если не удалось впарить по 460 млн, давайте-ка еще возьмем денег из бюджета «на сокращение разбега» (интересно, как это будет выглядеть технически?).

-4

А еще интересно, каково личное состояние лиц, непосредственно отвечающих за проект. Сколько в собственности недвижимости, хорошо ли живут их родственники? И где они живут, кстати? Не в Дубае ли, часом?

Вот такая техническая история. Нашему авиапромы мешают не только санкции. Мешают ему те люди, которые засели там с лихих 90-х, которые привыкли бесконечно тянуть деньги из бюджета и перекладывать их в личный карман, не давая никакого результата. Таская по выставкам красивый «опытный образец», которые неизвестно когда взлетит и что покажет. Эти люди только обещают, примерно как на выборах кандидаты всегда обещают золотые горы.

-5

Как бороться? Рецепт всем известен. Начнут ли бороться? Не знаю. Пока тишина. После президентского окрика что-то зашевелилось. Но это не шорох шин «черных воронков», не клацанье наручников, не щёлканые замка в камере предварительного заключения. Это шелест бумаг и денег. Боюсь, что этого недостаточно. Кого нынче испугаешь шелестом бумаг?

Кстати, Китай готов продать нам готовую продукцию своего авиапрома. Там научились, а у нас разучились. Закон сохранения компетенций: если в одном месте убыло, то в другом столько же прибыло.

==============================