В октябре 1985 года в ходе рейда в Панджшерское ущелье подразделений 682-го мотострелкового полка ничего не предвещало проблем. Но...безвозвратные потери составили 20 человек. Вдвое больше оказалось раненных и обмороженных военнослужащих. Что же произошло тогда с бойцами?
Об этом рассказал один из бывших командиров Сергей Константинович Александров.
Части 682 мотострелкового полка получили задачу провести армейскую операцию с целью обеспечения безопасности автотрассы Кабул – Пули-Хумри, на которой активизировались формирования мятежников Ахмад-Шаха Масуда. В целом рейд прошел успешно, и задействованная нем группировка начала возвращаться на базу в населенный пункт Руха.
Пехота шла по обеим сторонам ущелья, попутно проводя прочесывание. Группа поддержки («броня», «колеса» и отряд охраны) двигалась низом, но с таким расчетом, чтобы в случае необходимости обеспечить первым двум отрядам необходимую поддержку. В той же группе находился и командный пункт рейдового отряда. Ближайшим местом, куда двигались бойцы, был кишлак Анава, и именно из него все участники рейда должны были выехать в Руху.
Однако благополучному возвращению в расположение части помешало несколько обстоятельств. Первое – пришло сообщение, что впереди ожидается душманская засада. Второе – в Рухе собралось большое количество афганских машин, которые отказывались ехать без сопровождения русских. И третье – от командования поступил приказ изменить маршрут следования и направиться в район ущелья Шутуль, где в ледниковой зоне спрятался некий важный объект душманов.
Подполковник Гришин, на тот момент заместитель командира 108 дивизии, начал разруливать ситуацию: несколько БМП и свободные грузовики приказал отправить под прикрытием небольшой группы саперов в Руху. В пути они попали в засаду, и колонна была разгромлена. Несколько человек, в том числе и старший колонны старший лейтенант Левечев Андрей Валентинович, погибли. Однако основная трагедия разыгралась позже.
По личному приказу присутствовавшего в тот момент на командно-наблюдательном пункте дивизии Главкома Ставки Южного направления генерала армии Михаила Митрофановича Зайцева командиру 682-го полка майору Николаю Петрову была поставлена задача выдвинуть людей к леднику ущелья Шутуль. Просьбы непосредственного командира рейдовой группы не выводить бойцов в ночь в ледниковую зону ни к чему не привели.
Никто не решился изменить приказ генерала, и солдаты в одном легком обмундировании отправились на лед. В результате к утру все они получили серьёзные обморожения, причем 17 человек погибли от холода.
Случай, действительно, из ряда вон выходящий. Столь большие одномоментные потери случались в 40-й армии нечасто, но все они были связаны с боевыми действиями. И некоторые аналитики, в частности, исследователь Сергей Жуков, ссылаясь на Всесоюзную Книгу Памяти, подвергают сомнению произошедшее. Однако в пользу реальности события свидетельствуют несколько фактов.
Самым первым из них является то, что Александров сам служил в 682 МСП и два месяца даже исполнял обязанности его командира. По словам бывшего разведчика того же полка Сергея Торопова, Сергея Константиновича в полку уважали, поэтому маловероятно, чтобы он по каким-то своим причинам публиковал неверную информацию.
По поводу гибели людей на леднике было заведено уголовное дело, и того же Александрова допрашивали по нему как свидетеля. Да и бывший начальник разведки 108-й дивизии Анатолий Николаевич Качан вспоминал, что лично присутствовал при постановке задачи рейдовой группе выходить в ледниковую зону. И приказ отдавал Зайцев.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
В этой афганской истории осталось много «белых пятен». Практика занижения потерь была известна всем офицерам. После расформирования округа войска разделили между пятью новыми странами. И сколько действительно замёрзло тогда солдат на том леднике, теперь уже вряд ли кто-нибудь узнает точно.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.