Найти тему

СДВГ - плохо или хорошо?

В своей практике я хорошо знакома с СДВГ, и сегодня предлагаю взглянуть на это нарушение поведения под необычным углом.

Это нарушение доставляет много хлопот родителям и учителям, окружению человека с СДВГ, но если с ним научиться работать, то оно может стать преимуществом, а человек может раскрыться и реализоваться как полноценная личность. Если ребенка с СДВГ не исправлять, не формировать в нем психоэмоциональные проблемы в связи с его состоянием, а помогать ему адаптироваться к этому нарушению (что есть нарушение? - то, что не принято большинством, инакомыслие - это болезнь? ), показать его сильные стороны, помочь сформировать ему стратегию его развития, этот ребенок найдет свой путь обязательно, и, если набраться терпения и не забывать о своей миссии взрослых воспитывать и растить личность в ребенке, мы можем увидеть большое число людей, готовых справляться с вызовами времени.

Подписывайтесь , проблеме СДВГ будет посвящено много статей, в том числе, будем читать книги по проблеме СДВГ.

Считается, что синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдает примерно 3-5% детей в мире. России СДВГ диагностируется приблизительно у 7–16% детей, по другим оценкам цифра больше. Это означает, что приблизительно каждый пятый или шестой имеет симптомы СДВГ. СДВГ сохраняется приблизительно у 50–80% людей в подростковом и взрослом возрасте. СДВГ имеет высокий процент наследственности - 70-80%.

Симптомы СДВГ:

  • невозможность сосредоточиться на одном задании или деле, суетливость
  • невозможность организовать выполнение дела или задания, бытовая неорганизованность
  • быстро наскучивают дела, они остаются незавершенными, нет хобби
  • нарушения памяти
  • избыточная двигательная активность
  • проявление раздражительности, агрессии, импульсивность, отсутствие эмпатии
  • нетерпеливость, трудно ждать (завершения реплики в разговоре, очереди, когда спросит учитель и т.д.), патологическая склонность мешать другим, "приставать" к окружающим со своим мнением, советом, проявлением эмоции
  • болтливость
  • отказ от коллективных игр и дел
  • заниженная самооценка, пессимизм, страхи неудач в общении с другими людьми и в обучении
  • нарушения сна
  • склонность терять вещи, беспорядок в комнате/доме
  • моторные нарушения, двигательные нарушения, часто встречаются такие нарушения как дислексия, дискалькулия, дисграфия,
  • У детей с СДВГ управляющие функции в большинстве случаев развиваются с выраженной задержкой, Так, дорсолатеральный префронтальный контур отвечает за формирование управляющих функций, среди которых выделяют:
• способность к продолжению выполнения задания даже при отсутствии внешних побуждений;
• направленное поведение;
• самоорганизацию, саморегуляцию, самомониторинг;
• планирование и регуляцию целенаправленного поведения;
• выработку решений новых задач;
• когнитивную гибкость;
• способность к переключению;
• способность к торможению реакций;
• способность самопроизвольно направлять и поддерживать внимание.

Давайте будем объективными, не у каждого взрослого развиты перечисленные выше управляющие функции. Многое из перечисленного развивается в процессе работы над собой, в результате обучения и воспитания, а для этого важна среда.

Что стоит за СДВГ?

- генетические причины

- расстройство функций лобных долей мозга, связи мозжечок - лобные доли (в работе [5] были сделаны выводы о снижении связи между мозжечком и премоторной зоной коры головного мозга у детей с СДВГ, в своей работе я замечаю большие результаты при работе с мозжечком) , другие причины нарушения работы мозга, в том числе гипоксия, нейровоспаление, черепно-мозговые травмы, родовые травмы, дефициты матери и неустранение дефицитов у ребенка в первые годы жизни

- нейромедиаторные нарушения, в том числе связанные с питанием и нарушением работы ЖКТ

- загрязняющие факторы окружающей среды, нарушение детоксикации организма, дефицит микроэлементов, витаминов, аминокислот, участвующих в процессе детоксикации

- психологические факторы, ошибки воспитания

Генетика СДВГ

В июле 2024 вышла статья о том, что идентифицирован ген риска СДВГ с высокой степенью достоверности KDM5B.[1] Лаборатории ищут полиморфизмы в генах BDNF, DRD4, DRD1, DRD5, HTR2A, SLC6A3, и др. В патогенезе СДВГ могут быть задействованы гены, вовлеченные в обмен нейромедиаторов COMT, TH, TPH, DBH, MAOA, MAOB, переносчик дофамина DAT1/SLC6A3, переносчик нордадреналина SLC6A2, переносчик серотонина SLC6A4 [7]. Причинами могут быть однонуклеотидные замены в гене CDH13 (кодирует кадгерин-13), гены синаптосомально-ассоциированного белка 25 SNAP-25, рецептора серотонина 1B HTR1B[8]. Панели обновляются, годы идут, а помощь нужна сейчас.

Генетики и биохимики изучают связь с генами метилирования. Метилирование ДНК — это система контроля, которую наш организм использует для изменения уровней экспрессии генов в разных клетках [3]. Метилирование ДНК различается у здоровых людей контрольной группы и людей с СДВГ (симптомами), что может влиять на транскрипцию генов, регулирующих поведение. У определенного процента детей с СДВГ наблюдается ремиссия расстройства, может оказаться актуальным изучение паттернов метилирования ДНК, связанных с началом СДВГ, а также с его персистентностью [4].

Генетики говорят, что когда-то СДВГ помогал людям выживать. Поведенческие характеристики, лежащие в основе СДВГ, генетически присутствовали в человеческих популяциях потенциально довольно долгое время. И это заставило некоторых исследователей задаться вопросом, в чем могут заключаться эволюционные преимущества этого состояния . В исследовании люди с СДВГ проявили себя как исследователи, показав оптимальное поведение, игроки в исследовании с высокими показателями СДВГ были более успешными в целом.

В 21 веке мы, возможно, патологизировали СДВГ как негативное расстройство, но это может быть просто потому, что эти характеристики просто не подходят к созданному нами миру. В другом контексте вполне возможно, что человек с СДВГ мог бы стать спасителем племени, неустанно исследуя новые пастбища.[6]

Мы знаем много современников с СДВГ, известных людей различных профессий, среди них ученые, актеры, спортсмены, музыканты, все это люди творческих профессий, и их особенность дала им преимущество.

В своей работе наставника по биохимии и нейропсихологии я помогаю увидеть риски нарушения метилирования и риски различных нарушений, в том числе СДВГ, используя генетические панели, построенные на сырых данных в формате 23эндми. Информацию о генетической предрасположенности необходимо сопоставить с анализами и симптоматикой, на основании комплексного анализа разрабатываются стратегии коррекции.

В своей работе я использую комплексный подход. Я работаю как наставник по биохимии и нейропсихологии, а также показываю стратегии работы в различных направлениях одновременно: важные аспекты организации питания, физической нагрузки, работы с телом, работы с психикой, даю лайфхаки, облегчающие адаптацию к жизни с учетом имеющегося нарушения, позволяющие улучшить качество жизни и достичь поставленной цели.

Все мы уникальны и не такие, как остальные, этим и интересен мир. Позвольте своей особенности засверкать, как бриллиант, и не позволяйте внушить кому-то, что это нарушение и болезнь. Будьте счастливы!

Мой сайт

Анна Бурак | Биохимия, нейропсихология, наставничество для школьников

Мой канал в телеграмм, мне можно написать в личные сообщения.

Анна Бурак

1. https://www.nature.com/articles/s41467-024-50247-7

2. https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti

3. https://www.mediasphera.ru/issues/zhurnal-nevrologii-i-psikhiatrii-im-s-s-korsakova/2018/9/1199772982018091106

4. ttps://www.frontiersin.org/journals/genetics/articles/10.3389/fgene.2020.00016/full

5. https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey-i-podrostkov-vozmozhnosti-sovremennoy-terapii

6. https://newatlas.com/science/adhd-evolutionary-benefits-foraging-explore-exploit/

7.https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskie-osnovy-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu

8. https://kemsmu.ru/science/sci_events/Кувшинов%20Д.Ю..%20Сизова%20А.С..pdf