Очень красивая обложка у этого номера: красивое, интеллигентное мужское лицо на фоне Суздальского кремля.
1000-летие Суздаля и стало темой номера.
Статья Игоря Труфанова «Колокольное имя Суздаля» открывает нам некоторые тайны древнего города.
«Суздаль – город загадочный. В этом году ему по официальной «летописной версии» исполняется тысяча лет, но на самом деле он гораздо древнее. Есть даже легенда о том, что город основал один из прямых потомков библейского Ноя».
За тысячелетнюю историю много всего случилось в Суздале: и голод, и болезни, и нашествие крымских татар, но Суздаль вновь и вновь возвращался к жизни. В чём тайна стойкости жителей города? Может, в том, что чтут суздальцы Бога, и храмов в городе столько, что из любой точки Суздаля можно увидеть хотя бы один купол?
Тот же автор, Игорь Труфанов, написал и следующую статью о Суздале: «Несбывшаяся мечта Юрия Долгорукого».
В этой статье автор возвращает нас к древнерусской истории, к далёкому прошлому Суздаля, когда правил в нём Юрий Долгорукий, и именно он превратил небольшой провинциальный городок в столицу Ростово-Суздальского княжества.
«Самое интересное, что сын Владимира Мономаха не горел желанием получить вотчину на самой окраине русских земель, которую считал беспросветной глушью. Он мечтал княжить в Киеве и всю жизнь добивался этого».
А дальше в статье речь идёт о тех временах, когда Суздаль был на краю гибели, разграбленный войском хана Батыя, затем - поляками и литовцами. Изгнал захватчиков князь Дмитрий Пожарский, чья усыпальница и находится в Суздале.
Возвращаемся к обложке журнала. На ней – фотография предпринимателя Вадима Дымова, который внёс огромный вклад в реставрацию памятников старины Суздаля. С ним побеседовал Андрей Ванденко, и этот материал под названием «Дымов Отечества» опубликован в номере.
У Вадима Дымова интересная биография. Он
«окончил суворовское училище в Уссурийске, учился в Донецком высшем военно-политическом училище и на факультете правоведения Дальневосточного госуниверситета, в зрелые годы пошёл в магистратуру истфака МГУ имени Ломоносова.
Служил в системе МВД, был помощником председателя районного суда».
Если эта фамилия показалась вам знакомой, то вы не ошиблись: именно он основал компанию «Дымов», производящую мясные и колбасные изделия. Сейчас он живёт между Москвой и Суздалем. А ещё он создал общественное движение по сохранению исторической памяти в Суздале, запустил мануфактуру «Дымов керамика», построил несколько гостевых домов, открыл кафе и рестораны.
Очень мотивирующий рассказ о деятельном, успешном человеке, который свои средства вкладывает не только в собственное благополучие, но и в развитие города.
Конечно, все мы знаем, что в Суздале снимался не один художественный фильм. И об этом нам напоминает вновь Игорь Труфанов в статье «Суздаль в титрах не значится…».
Какие же фильмы снимались в Суздале? Это «Андрей Рублёв», «Метель», «Женитьба Бальзаминова», «Царская невеста», «Пётр Великий», «Братья Карамазовы», «Мёртвые души», «Царь». И о съёмках каждого из этих фильмов автор статьи рассказывает интересно, упоминая забавные факты и происшествия на съёмках.
Суздаль стал туристической Меккой, особенно в года своего тысячелетия. Но, как и в любой русской глубинке, стоит только чуть отъехать от города, и начинается знаменитое русское… бездорожье.
О проблемах деревень рассказывает Артём Локалов в статье «Дорога до Суздаля довела…»
Есть в Суздальском районе деревенька с интересным названием – Пустой Ярославль. Деревне этой 520 лет! А дорог в неё нет.
«В историю Пустой Ярославль вошёл не как митрополичье владение, а как родина русского бездорожья, где жители регулярно мостят дорогу, но она после ливней всякий раз тонет в чернозёме».
И приходится жителям деревни самим содержать дорогу в более или менее рабочем состоянии.
Тема очень актуальна, и не только для Суздальского района. Бездорожье – это наш российский бренд, наша отличительная черта.
Переходим к теме истории. Статья кандидата исторических наук Андрея Смирнова «Подробности и уроки самой эффективной операции Великой Отечественной войны» посвящена Ясско-Кишинёвской операции по освобождению Молдавии и Румынии от немецко-фашистских захватчиков и взятию Бухареста.
На начало августа приходится страшная дата в истории человечества – первые ядерные взрывы в Японии, унёсшие одномоментно тысячи жизней, и открывшие новую эру в истории Земли – эру ядерной угрозы.
В СССР ядерная бомба была создана на четыре года позже американской.
Кандидат исторических наук Ольга Чагадаева в статье «Информационная бомба Сталина» пишет о том, что вождь лично редактировал сообщение ТАСС об испытании первой советской ядерной бомбы, которое произошло в августе 1949 года на учебном полигоне в Семипалатинской области Казахстана.
Статья содержит тексты документов об этих событиях, которые показывают, как представители трёх крупнейших держав – США, Франции и Англии - реагировали на сообщение о том, что в СССР появилось ядерное оружие.
125 лет назад родился русский писатель Андрей Платонов. Этому юбилею посвящена статья доктора исторических наук Петра Базанова «Андрей Платонов: Я видел храбрейших людей, которые не могли слушать музыку – плакали…»
В статье приводятся выдержки из фронтовых записей и писем Андрея Платонова.
«Фронту нужны книги для чтения – это сборные хрестоматии лучше всего: библиотека в одной книге. Нужен непрерывный поток книг из тыла – фронту».
Эта цитата, кстати, вполне актуальна: совсем недавно по московским библиотекам прошла акция по сбору книг для наших бойцов в зоне СВО.
Ещё одна публикация на литературную тему: кандидат философских наук Вячеслав Недошивин, «Борис Житков: светлая судьба под «чёрными парусами».
Подзаголовок публикации: «Почему роман удивительного писателя, опубликованный после его смерти, может переписать историю русской литературы».
Речь здесь пойдёт не о повести Житкова «Чёрные паруса», а о его главном романе «Виктор Вавич» - о событиях революции 1905 года, - который полностью был впервые напечатан только после его смерти, и почти сразу же весь тираж пошёл под нож. А к читателю роман добрался лишь в 1999 году.
Продолжаем мою любимую литературную тему. Статья доктора экономических наук Якова Миркина «Иван Бунин – Надежде Тэффи: «Всегда, всегда дивился вам…»
Эта публикация – о любви.
«Два хорошо знакомых человека, знаменитых русских писателя – он и она – в золотом возрасте от 67 до 74 лет почти одновременно написали во Франции книги о любви».
Надежда Тэффи выпустила книгу рассказов «Всё о любви», а Бунин – свою книгу рассказов «Тёмные аллеи».
«Но какая же разная у них любовь!»
У Тэффи – юмор, забавные ситуации, а в конце – немного трагизма и разочарования. У Бунина всё гораздо серьёзнее, без всяких там шуточек и недоразумений, а конец всё равно один – прощание. Это – разные взгляды на жизнь, мужской и женский. И оба одинаково талантливы.
Василий Авченко свою статью «Горный инженер человеческих душ» посвятил 90-летию геолога, писателя Олега Куваева.
«Автора знаменитого романа «Территория» о поисках чукотского золота называют советским Джеком Лондоном. Он ушёл на взлёте…»
Из рассказа Олега Куваева «Устремляясь в гибельные выси»:
«Надо жить так, чтобы люди держали память о тебе бережно, как держа в ладонях трепетную живую птицу. Если, конечно, ты это сумеешь».
Замечательная публикация Екатерины Зайцевой «Не пустили б поэта в Париж, он лежал бы на Новодевичьем…» посвящена 120-летнему юбилею Новодевичьего кладбища.
Я не раз уже писала во многих своих публикациях, что я люблю гулять по кладбищам, разглядывая надгробные памятники. Была я, конечно, и на Новодевичьем, тем более, что этот погост уже давно стал чем-то типа музея, ведь там похоронено великое множество славных сынов Отечества.
Автор публикации ограничилась рассказом о десяти необычных памятниках. Это памятники Алексею Толстому, Никите Хрущёву, Надежде Аллилуевой, Самуилу Маршаку, Михаилу Булгакову, Николаю Кузнецову, Зое Космодемьянской, Сергею Герасимову, Павлу Беляеву, Вере Мухиной.
Кстати, в название статьи вынесена строка из песни Вероники Долиной. В песне не упоминается, о каком поэте идёт речь, но виден явный намёк на Высоцкого.
В рубрике «Кухня Родины» Екатерина Зайцева рассказывает о том, что «Не бывает хлеб без корки, а шахтёр – без тормозка!».
Да, речь пойдёт о том, как питались в забоях шахтёры, что они брали на обед с собой из дома. Кстати, я-то знаю это не понаслышке: мой дядя и двоюродный брат много лет работали шахтёрами в Караганде. И помнится, я никак не могла понять, почему же еда для перекуса под землёй называется тормозком. А всё просто: когда приходит время обедать, шахтёры тормозят и устраиваются на обеденный перерыв. И обычно таким тормозком служили бутерброды с салом или копчёной колбасой, в общем, то, что может храниться какое-то время без холодильника. Плюс огурчик – свежий или солёный, пучок лука и помидор, в зависимости от времени года.
Меню «Тормозок от любимой жены» прилагается.
В номере ещё немало интересных публикаций: о том, как Красная армия помогала восстанавливать зоопарки после войны, о том, почему в 1928 году на Украине устроили травлю советского писателя Фёдора Гладкова, о том, какие изменения в женскую моду внесла Первая мировая война, о том, как в 1920-х годах в советских школах проходили суды над литературными героями, о том, почему на Руси были популярны страшилки о леших, о том, как снимался фильм «Сказка странствий».