Судовождение и навигация – это сложные и ответственные процессы, которые требуют от экипажа судна высокой квалификации и умения принимать решения в экстремальных ситуациях. Основные принципы судовождения и навигации позволяют обеспечить безопасность плавания и доставку грузов в нужное место в срок.
Основные принципы навигации и судовождения
Первый принцип – это правильное планирование маршрута. Командный состав судна обязан:
1. Уметь правильно подобрать карты на переход судна.
2. Знать характеристики своего судна:
· Длина
· Ширина
· Осадка
· Дедвейт
· Грузоподъемность и грузовместимость
· Позывной и номер MMSI и т.д.
3. Составление штурманской справки на переход
4. Учитывать все факторы, которые могут повлиять на плавание: погодные условия, глубину воды, течения, наличие рифов и других опасностей.
5. Расчет времени плавания и количество снабжения на рейс.
Второй принцип – это правильная организация навигации на борту. Капитан должен иметь доступ к современным навигационным приборам и знать, как ими пользоваться.
Список навигационных приборов, которыми должен уметь пользоваться даже практикант:
· Указатель курса (магнитный компас, гирокомпас и т.д.)
· Измерители скорости и пройденного расстояния (лаги).
· Эхолоты, ручной лот для измерения скорости.
· Судовые РЛО станции (радиолокационные).
· Средства автоматической радиолокационной прокладки.
· Приемоиндикатором спутниковых, импульсно-фазовых, фазовых радионавигационных и автоматических информационных систем.
· Измерители времени (хронометры, палубные часы, секундомеры).
· Звёздные глобусы или равнозначные приборы на случай проблем с электричеством. В каждом морском учебном заведении есть курс по астрономии. Позволяет по звездному небу определить местоположение судна.
· Угломерные инструменты (навигационные секстанты, призменные бинокли).
· Измерители скорости ветра (анемометры), атмосферного давления (барометры-анероиды), крена судна (кренометры).
· Инструменты для прокладки маршрута по картам (параллельная линейка, циркуль, транспортир).
Третий принцип – это поддержание постоянной связи с берегом и другими судами.
Регулярная, непрерывная вахта на мостике судна. Это позволяет своевременно получать информацию о погодных условиях, течениях, не пропустить сигналы бедствия или срочности (МЭЙ- ДЕЙ и ПАН- ПАН) и других факторах, которые могут повлиять на плавание.
Четвертый принцип – это обеспечение безопасности на борту. Экипаж должен иметь достаточное количество спасательных средств, а так же быть уверенным в их исправности, знать, как использовать их в экстренных ситуациях. На борту должны быть установлены системы пожаротушения, находиться спасательные средства с вместимостью на 100% экипажа (для грузовых судов)
Пятый принцип – это соблюдение международных правил и норм, регулирующих плавание таких как
· МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море)
· СОЛАС (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море)
· МАРПОЛ (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов).
Экипаж должен знать данные конвенции и другие нормы, которые регулируют плавание. Соблюдение этих правил позволяет избежать столкновений с другими судами и обеспечить безопасность плавания.
В заключение, основные принципы судовождения и навигации являются фундаментом безопасного и эффективного плавания. Капитаны и моряки должны иметь высокую квалификацию и умения принимать решения в экстремальных ситуациях, чтобы обеспечить безопасность грузов и пассажиров на борту.
Не забудьте подписаться и поставить “нравится” чтобы не пропустить выход новых статей на тему судовождения
В следующей статье мы обсудим "Наружную обшивку, системы набора корпуса и шпации "