Найти тему
Книжная дама

"Кина" про Рыжего не будет, зато есть фильм о Вампилове..,

...который прошёл в 2018 году как-то незаметно и большой зрительской симпатии не снискал. А жаль! Я не поклонник Андрея Мерзликина, исполнившего роль драматурга Александра Вампилова, но справился с задачей, по-моему, он отлично. Никакой натуги, желчи или озлобленности я не заметила (об этом писали в отзывах), но высокую интеллигентность, боль от невозможности заниматься любимым делом, искреннюю любовь к своим героя, "дуракам и неудачникам", - всё это в характере Вампилова было отыграно актёром замечательно.

Два "тихих" гения: Вампилов и Рубцов.
Два "тихих" гения: Вампилов и Рубцов.

Фильм рассказывает о последнем годе жизни писателя, который так долго шёл к признанию, к возможности быть тем, кто оставит свой след в русской литературе, но так до конца и не прочувствует этого.

В высоких кабинетах решается судьба пьес Вампилова, в которых нет и тени "антисоветчины", но которую так усиленно пытаются найти. Причём, в одной из сцен репетиции пьесы сам автор скажет, что молодые, прыткие, пытающиеся быть модными режиссёры сами ищут того, чего в пьесе и в помине нет, тем самым создавая нездоровый ажиотаж вокруг произведения.

Но, знаете, фильм, по-моему, не об этом. Вся эта идеологическая составляющая почти не показана, лишь в диалоге между Вампиловым и Олегом Ефремовым промелькнет эта мысль.

Олег Ефремов одним из первых высоко оценил "Утиную охоту" Вампилова
Олег Ефремов одним из первых высоко оценил "Утиную охоту" Вампилова

Но вот что хорошо показано, так это пренебрежительное отношение так называемой московской богемы к "выходцам из народа". Всё как во времена Грибоедова: "Злые языки страшнее пистолета". Как эти московские барышни смеялись над странным названием Кутулик-деревне, где прошло детство писателя, и с высоты своей "московской колокольни" советовали "продвигаться" по линии малых народов!

Вампилов и Рубцов в гостях у "золотой молодёжи"
Вампилов и Рубцов в гостях у "золотой молодёжи"

Сразу за сценой в Москве следует сцена застолья на родине Вампилова. Да даже воздух, свет кажутся другими, когда Александр возвращается в родные края! Нет ни помпезности, ни высокомерия, ни озлобленности, скрытой под маской дружелюбия. Показательна будет сцена, в которой Вампилов и Рубцов рассуждают, почему это когорта поэтов и писателей, считающаяся диссидентами , имеет возможность публиковаться, выступать перед большими залами слушателей, а тем, кто искренне, душой предан русскому народу, хода нигде нет. "Я русский писатель!" - дважды в этом фильме произносит Вампилов.

Вскоре на такой же лавочке будет найдено тело Николая Рубцова.
Вскоре на такой же лавочке будет найдено тело Николая Рубцова.

Есть еще одна сложная тема, которой касаются авторы фильма, - прерванная связь поколений. Отец Вампилова был арестован ( в фильме причиной назван клеветнический донос, в биографии же писателя говорится о том, что Вампилова -старшего обвинили в панмонголизме -идеи объединения всех монгольских народов), но Александр так и не смог смириться с тем, что в его жизни нет мудрого, старшего друга, учителя, наставника. Мне кажется, здесь причина заключается еще и в том, что, как часто бывает в таких случаях, не даёт покоя мысль: "А почему так? Где же справедливость?" Ответом, на мой взгляд, становятся слова отца: "В жизни две дороги: одна против течения, другая -против совести". Не смирению учит отец, но верности выбранному пути.

Отец главного героя
Отец главного героя

Образ отца в фильме получает еще один смысл- пророческий. Герой представляет его в своих видениях, плывущим на лодке. Так вот именно лодка послужит причиной, по которой писатель так скоро и так неожиданно покинет мир. Никто не знает тех замыслов, благодаря которым мы приходим в этот мир и оставляем в нём след в именно нам присущей форме. Ничто не указывало на скорый уход талантливого писателя. Но так случилось...Ему было 34 года...

Мне стало немного обидно, когда в сообществах, где обсуждался этот фильм, было сказано, что Вампилов -забытый писатель. Да, он написал всего пять крупных пьес: "Прощание в июне» (1965); «Старший сын» (1966); «Утиная охота» (1967); «Провинциальные анекдоты» (1968); «Прошлым летом в Чулимске» (1971). Как минимум три из них поставили имя Вампилова в ряд с великими драматургами.

Первая репетиция "Старшего сына"
Первая репетиция "Старшего сына"

Можно ли считать его неудачником, его имя забытым, а сами пьесы невостребованными, если учесть, что наверняка в каждом городе хотя бы в одном театре идёт спектакль, где герои снова влюбляются, говорят нелепости, страдают, пытаются не стать подлецами? Думаю, нет. Так что в любом случае создателям фильма "Облепиховое лето" спасибо за попытку пробудить в нас интерес к "тихой моей родине", где жили Александр Вампилов, Николай Рубцов...

И, конечно, за любовь к огромной стране, где в каждом уголке может появиться "свой Вампилов".

Байкал. Кадр из фильма
Байкал. Кадр из фильма