О том, как члены туристического клуба «Странник» при Минском моторном заводе оправляются за полярный круг и спускаются в подземные крепости, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Константин Трусов — профессиональный путешественник. Впрочем, по его словам, ассоциации с колесящими по свету на автобусах в сопровождении гидов, экскурсоводов и фразы «Посмотрите налево, посмотрите направо» неуместны.
— Другие интересы, — смеется собеседник. — На славу Фёдора Конюхова тоже не претендую, работаю обычным электромонтером на ММЗ.
На реке Касканюнйок
— Тем не менее вы повидали намного больше, чем среднестатистический белорус.
— Ногами исходил точно больше, чем многие. На заводе я председатель турклуба «Странник». У нас несколько направлений. Кто-то увлекается велопутешествиями, кому-то ближе сплавы по рекам, моя специализация — пеший и пешегорный туризм. Например, в активе нашей группы — три похода за Северный полярный круг.
— Константин Викторович, с этого места поподробнее, пожалуйста. Что это было? Собачьи упряжки, лыжи, мотосани?
— Ноги! Пешком пробирались по Хибинской тундре на Кольском полуострове. Это гористая местность, родина саамов, коренного народа Северной Европы. Там даже названия сложно выговорить: река Касканюнйок, горный отрог Кукисвумчорр. Собственно, путешественники начали осваивать эти территории только в середине 1980-х. До того они были закрыты для посторонних. Места, конечно, первозданные. Мы проходили их летом, за полярным кругом оно длится всего 2,5 месяца, а снег на горных вершинах не тает даже в июле, — рассказывает К. Трусов — Деревья в таких условиях расти не могут, зато трава, мхи успевают совершить полный жизненный цикл буквально за несколько недель. После Беларуси с ее лесами кажется, что путешествуешь во времени, попав в период Мезозойской эры. Никаких динозавров, только мхи, лишайники, стрекозы и мы.
«Мина-302»
— Раз вы упомянули Беларусь, давайте поговорим о ней. Где пролегают ваши маршруты?
— Уточню: я не только руковожу клубом «Странник», но и веду секцию туризма в Физкультурно-спортивном центре детей и молодежи Партизанского района. Маршруты прокладываем с учетом возраста участников. От этого зависит и категория сложности. Если говорить о местах, которые мы посетили, проще перечислить, где мы не были. Поверьте: список окажется коротким.
— А чем привлекательны пешие походы по родине?
— Все зависит от цели, которую преследуешь. Вы много знаете о белорусских крепостях? Деревянных, каменных, кирпичных и даже бетонных? Есть сооружения в виде звезд, как в Бобруйске или Быхове. Недавно наша группа побывала в подземной крепости.
— Это как?
— Ее так называют местные жители. На военных картах времен Великой Отечественной объект именовался «Мина-302». Это огневая группа из нескольких дотов, соединенных подземными ходами. Название «мина» происходит, скорее всего, от французского mine — «подкоп». Наша «Мина-302» входила в состав Мозырского укрепрайона, прикрывавшего подступы к Гомелю и Жлобину. Его протяженность составляла 128 км, глубина — 5–6 км, группа насчитывала 176 пулеметных огневых точек, — отмечает К. Трусов. — К сожалению, в 1939–1940 годах оборудование и вооружение демонтировали и вывезли. Как затем писал в мемуарах маршал Советского Союза Иван Баграмян: «Нет сомнений, что, если бы нам до полного введения в строй новых укрепрайонов удалось бы сохранить боевую готовность старых, это серьезно повысило бы нашу обороноспособность». «Мина-302» уникальна.
По словам собеседника, под Мозырем таких огневых групп сохранилось всего две, да и на территории Беларуси тоже. Она полностью встроена в большой холм. Конечно, от ее былой боевой мощи ничего не осталось, но само ее устройство, толщина бетонных стен, продуманность расположения впечатляют. Готовясь к походу, К. Трусов изучал исторические документы. Боезапас огневой группы включал 40 тыс. патронов на два пулемета плюс 36 снаряженных лентами коробок по 250 патронов в каждой. Этого должно было хватить для сдерживания неприятеля до прихода основных сил.
Приходите, будет интересно!
— В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков военная тематика ваших походов основная?
— Среди школьников, безусловно, да. Если продолжить говорить о дотах, то они располагались не только в Мозырском укрепрайоне или на «Линии Сталина». Таких огневых групп немало в Минской области. Мы не ставим своей задачей осмотреть каждый дот — это лишь символичные вехи на пути маршрутов. В Беларуси чтят память погибших в годы Великой Отечественной, установили мемориалы и обелиски в каждой деревне. Поэтому мы, взрослые, обязательно рассказываем подросткам, кому посвящен памятник, что происходило в конкретном месте.
— А как ребята переносят пешие путешествия? Ведь это нелегко физически…
— Начну с того, что пешеходный туризм — вид прикладного спорта, а не прогулки на природе. Любой выход предваряет тщательная подготовка. А перед этим каждый новичок проходит курс основ безопасности. В частности, мы обучаем мальчиков и девочек преодолевать различные фобии, ориентироваться на местности, оказывать первую медицинскую помощь. Также учим разжигать костер и тому, как высушить одежду в ненастную погоду, готовить пищу из съедобных трав и кореньев. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих в нашу секцию в Физкультурно-спортивном центре детей и молодежи Партизанского района. Обещаю, будет интересно!
Фото из архива Константина Трусова