В 1984 году иммунолог Ерне Нильс получил Нобелевскую премию за свои открытия в области иммунологии. Свою лекцию тогда он назвал "Генеративная грамматика иммунной системы".
Генеративная грамматика - термин из лингвистики, его автор - известный американский лингвист Ноам Хомский. Казалось бы Ерне Нильс работал в области иммунологии, причем тут лингвистика, а тем более грамматика?
Все дело в том, что и иммунная система, и, к примеру, ДНК, и наш язык имеют нечто общее. Все это примеры дискретных комбинаторных систем. Совсем упрощая - в языке есть конечный набор дискретных элементов (слов), которые мы переставляем и комбинируем и получаем в итоге бесконечное количество комбинаций. Оказалось, похожую картину мы видим и в случае ДНК или иммунной системы.
Пример из лингвистики, самый примитивный:
Собака укусила человека
Человек укусил собаку
3 одинаковых слова, меняем их порядок и согласования, получаем новый смысл.
Параллель между грамматикой и ДНК проводили многие биологи, и, возможно, именно поэтому в техническом языке генетики при описании ДНК нередко используются термины "буквы" и "пунктуация", а последовательности можно "затранскрибировать" и даже хранятся они в "библиотеках".
Генеративную грамматику не стоит путать с грамматикой, которая изучается в школе, это вещи разные. По сути генеративная грамматика - это тип кода, который помогает нам переводить наши мысли в слова.
Отсюда, как отмечает когнитивный лингвист Стивен Пинкер в книге "Язык как инстинкт", есть одно важное следствие (на самом деле он выделяет их два, но я напишу одно)): если грамматика - это дискретная комбинаторная система, то количество комбинаций необъятно велико (кстати, как и в случае с ДНК)).
В этом месте "передаю привет" всем изучающим иностранный язык перфекционистам)). Мы никогда не бываем довольны уровнем языка/языков, даже сдав CPE, нам часто кажется, что нужно еще больше лексики, больше чанков, чтобы звучать максимально "нативно"). Ведь нет предела совершенству. И в случае изучения языка - это правда).