Найти тему
DEMIDOV

Почему мы до сих пор перекладываем асфальт из года в год, хотя вечную дорогу придумали 100 лет назад

Оглавление

За всю историю человечества было придумано и опробовано множество разных способов строительства дорог. Еще до нашей эры в Риме строили дороги, которые все еще существуют в наше время, спустя многие века.

Также в Советском Союзе один инженер разработал технологию дорожного покрытия, которую протестировали немецкая и советская военная техника, гражданские и современные автомобили. Тому дорожному полотну около 100 лет, но нет ни одного участка, требующего ремонта или замены.

Так почему в современной России дороги все еще нуждаются чуть ли не в ежегодном ремонте? Почему 100-летнюю технологию не применяют в наше время и имела ли она шанс на существование?

Почему асфальт?

Первые асфальтированные дороги появились в России не в советское время, а еще в 1866 году (и это на 6 лет раньше, чем в «передовой» Англии).

Однако новые дороги были дорогостоящими (как будто ничего не изменилось с тех времен), был слабо распространен автопром, платный проезд и «сырая» технология затормозили распространение асфальтирования. Поэтому еще несколько десятилетий приходилось сотрясаться на гравийке и брусчатке. Но большевики с приходом к власти задались целью повысить качество дорог для улучшения логистики и мобильности. Поэтому асфальту был дан «зеленый свет».

Сама по себе технология асфальтирования не раз претерпевала изменения и нововведения, которые вносят и по сей день. В определенные периоды качество асфальта было таким высоким, что невольно задаешься вопросом: а где это качество сейчас?

Но была и другая, отличающаяся технология, которая имела свои плюсы перед асфальтом и свои изъяны.

Разработка Владислава Трилинского

Инженер-транспортник и изобретатель Владислав Трилинский, работая на карьере по добыче гранита, обратил внимание на большое количество отходов, которые никуда не использовались. Небольшие куски гранита просто сгружались в кучу. И ему захотелось использовать их для строительства дорог.

Владислав Трилинский
Владислав Трилинский

Так он начал делать из «отходов» дорожное покрытие, которое в итоге оказалось вечным. Первые экспериментальные участки дороги были под наблюдением Трилинского в течение 5 лет. Удовлетворившись в качестве новой технологии, Владислав запатентовал свое изобретение.

Суть технологии в следующем: в шестигранные формы заливался бетон. В него добавляли куски гранитных отходов, уплотняли. Такой шестигранник имел размер каждой грани (и высоту) 20 см. Весил блок 35 кг. Впоследствии люди дали шестигранникам название «трилинки».

-4

Дорога из шестигранников имела целый ряд преимуществ:

  • Приличный вес и размер блока не позволял машинам «втаптывать» шестигранник в землю.
  • Колея не образовалась, так как шестигранники удерживали друг друга на одном уровне.
  • Для замены плитки не требовалась особая техника, переложить можно было при помощи простого приспособления.
  • Со временем не происходило истирание плитки, в отличие от асфальта или бетона. Точнее бетон в шестигранниках немного истирался, но камни гранита теперь торчали выше бетона и останавливали его дальнейшее разрушение. Деградация дорожного покрытия останавливалась. Получается - покрытие становилось вечным.
  • При этом трилинка не имела эффекта неровности, в отличие от брусчатки.
  • За счет формы шестигранника углы не обламывались (чем тупее угол, тем сложнее его сломать). Такая форма блоков была более выгодна в отличие от квадратных.
  • Простота изготовления дорожного покрытия позволяла обойтись без сложной техники. По сути, такую дорогу можно сделать с минимальным количеством оборудования - «на коленке».
Вот в таком состоянии участок дороги в окресностях Бреста, по которому оттуда шла немецкая, а потом туда советская военная техника. По этой же дороге 50 лет ездили советские машины, и еще 30 лет современные. А выглядит она так, как будто пару лет назад положена!
Вот в таком состоянии участок дороги в окресностях Бреста, по которому оттуда шла немецкая, а потом туда советская военная техника. По этой же дороге 50 лет ездили советские машины, и еще 30 лет современные. А выглядит она так, как будто пару лет назад положена!

Популярность трилинок

За 5 лет (с 1933 по 1938 год) под руководством Владислава Трилинского на двух заводах были изготовлены миллионы шестигранников, которыми были выложены примерно тысяча километров дорог (большинство находятся в Польше и Белоруссии). Блоки использовали не только для дорог общего пользования, но и на площадях, тропинках и придомовых территориях.

-6

Почему технология не получила дальнейшего развития и стала почти забытой?

Сразу несколько событий стали препятствиями для распространения дорог из шестигранников Трилинского.

  • Разразившаяся Вторая Мировая война вынудила отложить вопрос укладки новых дорог - для военной техники вполне хватало и старых. Заводы стали выпускать более необходимую для этого времени продукцию.
  • Сам изобретатель причастен к отказу от использования плитки: Советский Союз хотел купить право на использование шестигранников, но Трилинский потребовал настолько большую сумму, что технология теряла всю свою рентабельность.
  • Некоторые деятели пытались создать реплику на трилинки, сделав их прямоугольными, но не учли важность роли тупых углов. Новинка оказалась тупиковой ветвью развития технологии.
  • С развитием скоростей и мощностей машин за шестигранниками заметили один очень значимый недостаток: гранит во время дождя становился скользким, машины теряли сцепление с дорогой и управление. Тормозной путь на такой дороге увеличивался в три раза. Поэтому технологию признали недееспособной и решили не вкладываться в ее развитие.
-7

Можно ли технологию доработать и использовать?

Я считаю, что это вполне возможно. Например, точно также, как некогда бетонные дороги покрыли асфальтом. Такое сочетание сделало дороги более устойчивыми к износу. Так почему бы, например, не совместить асфальт с трилинками? Думаю, люди специализирующиеся на дорогах, могли предложить (и скорее всего, даже предложили) несколько вариантов усовершенствования технологии. Такие дороги были бы более долговечными.

Но, как мы можем наблюдать, дорожные работники все еще продолжают перекладывать асфальт раз в несколько лет (а то и каждый год). Все знают ответ на вопрос, почему поступают так нелогично.

В России две беды, дураки, да дороги…

Спасибо за вашу подписку, лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на канале! Здесь много интересных фактов из истории и не только!