Почему новейший «Соболь NN 4х4» и его предшественник, «Соболь Бизнес 4WD» – совершенно разные автомобили? В чём принципиальные отличия новичка? Какие преимущества и какие новые возможности эти отличия дают «Соболю NN 4х4»? Что бы ответить на эти вопросы, я целый день изучал серийный «Соболь NN 4х4» и тестировал его в самых разных условиях.
Многие на полном серьёзе считают, что выходящий на российский рынок новейший полноприводный «Соболь NN 4х4» это, по сути, тот же «Соболь Бизнес 4WD», просто получивший более современный кузов. Что первый унаследовал от второго ходовую часть и трансмиссию с приводом на оба моста. Ведь, действительно, подобное заимствование и в нашем, и в зарубежном автопроме – явление не такое уж и редкое!
Так вот, в данном случае дело обстоит совершенно не так! У этих двух внедорожников полностью отличается не только кузов, но и силовой агрегат, и трансмиссия, и ходовая часть. То есть это, по сути, два совершенно разных автомобиля, пусть и созданные для решения одного круга задач. И чтобы решать эти задачи, новейший «Соболь NN 4х4» получил уже совсем другие возможности! Чтобы в этих возможностях разобраться, чтобы своими глазами увидеть и своими руками пощупать, чем же «Соболь NN 4х4» отличается от своего предшественника, я отправился в Нижний Новгород, где погонял новичка по городу, по шоссе, по полям и по лесам, поэтому сейчас об этих отличиях расскажу со всеми подробностями.
Рассказ этот правильным будет начать с важнейшего узла любого полноприводника: с раздаточной коробки. Ведь именно от неё во многом зависят экономичность, шумность, динамика, а самое главное – проходимость любого полноприводного автомобиля. Так вот, у «Соболя Бизнес 4WD» вращение на валы привода переднего и заднего мостов передается через первичный и промежуточный валы – два шестеренчатых зацепления всегда нагружены передачей крутящего момента, даже если передний мост не подключён. Подобная схема негативно сказывается на шумности узла.
А вот для нового «Соболя NN 4х4» разработали принципиально иную двухступенчатую раздаточную коробку с планетарным редуктором, изменяющим передаточное отношение. Её главное преимущество в том, что при движении на заднем приводе входной и выходной валы работают как один сплошной вал. То есть, крутящий момент передаётся к задним ведущим колёсам напрямую! Как результат, заметно снижены шумность работы и потери в трансмиссии, а значит – и потребление топлива.
Второе преимущество новой раздаточной коробки: если у «Соболя Бизнес 4WD» передаточное отношение её первой ступени 1,07, то здесь эта ступень по-настоящему прямая – её передаточное отношение ровно единица. Сей факт тоже благоприятно отразился на экономичности, особенно на при движении по трассе на высоких скоростях.
Есть у новой раздаточной коробки и третье преимущество: у её понижающей ступени передаточное отношение не уменьшено а, напротив, увеличено с 1,87 до 2,82. Добавим к этому выросшее с 3,78 до 5,07 передаточное отношение первой ступени в коробке передач. Добавим применение нового четырёхцилиндрового дизеля G2.5, максимальный крутящий момент которого 420 Нм против 270 Нм у Cummins ISF 2.8, которым оснащали полноприводники предыдущего поколения. Поэтому, даже с прежним передаточным отношением главных пар, составляющим 4,3, тяга у «Соболя NN 4х4» получилась не хуже, чем у трактора! С такой тягой этот полноприводник способен тронуться на подъём даже по довольно крутому песчаному склону!
И ещё важный момент: раздаточная коробка у «Соболя NN 4х4» управляется с помощью не классических напольных рычагов, а поворотом шайбы, расположенной на приборной панели. Выбор варианта включения трансмиссии, а это режимы 4х2, 4х4 и 4х4 с понижающей передачей, схематично отражаются на приборном щитке.
Здесь же, рядышком, расположилась кнопка включения блокировки заднего межколёсного дифференциала. Тот, кто имеет практику вождения в сложных дорожных условиях, особенно в условиях диагонального вывешивания колес, не станет отрицать важность такой блокировки с точки зрения проходимости. Позже аналогичную блокировку, скорее всего, можно будет заказать и для переднего моста. Поскольку на передней панели находится и рычаг КПП, а ручник сделан электромеханическим, то в полу кабины нет никаких окон, через которые в салон проникал бы досаждающий шум от работающих трансмиссии и подвески.
Как я уже сказал, под капотом у «Соболя NN 4х4» стоит новый рядный четырёхцилиндровый дизель G2.5 рабочим объёмом 2,5 литра и максимальной мощностью 149 л.с., серийную сборку которого с последующей локализацией сейчас осваивают на ГАЗе. С ним агрегатирована уже не 5-ступенчатая, а 6-ступенчатая коробка передач. Прямой ступенью у неё сделана тоже четвёртая, а повышающих передач уже не одна, а две, причём на высшей передаточное отношение не 0,79, а 0,64. Это также благоприятно отражается на потреблении топлива, когда с высокой скоростью движешься по асфальту. Интересно, что первая передача позволяет ехать в так называемом ползущем режиме. С очень небольшой скоростью, но машина будет двигаться вперёд, даже если совсем убрать ногу с педали газа.
Задний мост – новый, типа спайсер. То есть, такой же, как у всех «Газелей» семейств NEXT и NN. Если у «Соболя Бизнес 4WD» сзади применяются барабанные тормоза, то у «Соболя NN 4х4» все тормоза дискового типа – они более эффективны. Обновлена и задняя рессорная подвеска.
Ещё интереснее – с передним мостом. Точнее, ведущий передний мост в классическом его понимании применён у «Соболя Бизнес 4WD». И передняя подвеска у него зависимая рессорная. А вот его преемнику конструкторы сохранили переднюю независимую подвеску на двойных поперечных рычагах, как у заднеприводной версии, при этом доработав её за счёт применения усиленных кованых рычагов и оригинальных амортизационных стоек вместо раздельных пружины и амортизатора. Использованы новые ступичные узлы. В приводах передних колёс крестовины уступили место шарнирам равных угловых скоростей. Такие шарниры не закусывает в поворотах, поэтому двигается автомобиль без рывков. Шрусы не надо регулярно шприцевать – их конструкция необслуживаемая.
Благодаря независимой подвеске, картер передней главной передачи получилось поднять выше, он теперь не самая нижняя точка для определения клиренса. Как результат, дорожный просвет вырос с 205 до 220 мм – это больше, чем, к примеру, у УАЗ «Патриот». А самой нижней точкой автомобиля теперь стал картер главной передачи заднего моста. Но если даже в сложных дорожных условиях он сядет на грунт – это уже не так страшно: передние колёса, как правило, в таких ситуациях вытягивают машину.
Если у «Соболя Бизнес 4WD» рулевое управление типа винт-шариковая гайка, то для «Соболя NN 4х4» выбрано рулевое управление реечного типа. Как результат, перед передним мостом исчезла поперечная рулевая тяга, которую некоторые владельцы Соболя Бизнес 4WD» умудрялись погнуть о некстати попавшуюся на пути кочку или пенёк. Теперь гнуть просто нечего. А чтобы от подобных повреждений были защищены нижняя часть радиатора и картер двигателя, разработчики прикрыли их прочной стальной пластиной.
Передняя независимая подвеска, главная передача, привод передних колёс, ступичные узлы, рулевая рейка и подрамник, на котором всё это установлено, сгруппированы в единый модуль – такой модуль значительно упрощает сборку автомобиля на конвейере, к которому подаётся уже в готовом виде.
И последняя отличительная особенность: если у «Соболя Бизнес 4WD» в версии цельнометаллического фургона запасное колесо пристроено в грузовом отсеке, то у «Соболя NN 4х4» его перенесли под задний свес кузова, где оно уж точно не помешает.
Также не забудем отметить, что у «Соболя NN 4х4» гораздо жёстче кузов. Во время теста для проверки я загнал его на пригорок фактически до полного вывешивания переднего и заднего колёс. У старого «Соболя» в таком положении просто не открылись бы и не закрылись задние двери. А у нового «Соболя» с этим – никаких проблем!
В завершение – немного об особенностях салона и грузового отделения, которое здесь тоже имеется: ведь я тестировал грузопассажирскую версию «Соболя NN 4х4». В грузовой отсек традиционно ведёт расположенная в корме кузова двухстворчатая распашная дверь. Внутренний объём этого отсека – 3,8 куба, а длина перевозимых грузов может достигать 1 м 85 см.
Теперь кабина. Рулевое колесо здесь регулируется только по углу наклона. Зато у водительского сиденья широчайший спектр регулировок, позволяющий максимально удобно устроиться за рулём. У него значительный диапазон продольного перемещения, а также предусмотрено самостоятельное перемещение подушки. Причём наклон и высота этой подушки тоже регулируется с помощью двух рычажков.
Поскольку у нас вариант «комби», то за первым рядом сидений есть второй ряд, куда с переднего ряда ведёт широкий, ничем не занятый проход. На задних сиденьях с высокими спинками располагаются четверо пассажиров. Таким образом, общая вместимость – шесть человек. Что интересно: спинки задних сидений можно сложить вперёд, и тогда получается вполне просторное спальное место.
Для небольших личных вещей предусмотрен правый передний бардачок, и есть прикрытый крышкой небольшой ящичек сверху по центру приборной панели. Но это не всё! Большая ёмкость для вещей расположена под разделённой на две части подушкой заднего сиденья, которая поднимается вверх. А ещё одна вещевая ёмкость, но поменьше, сделана под подушкой правого переднего сиденья. На передней панели и перед водителем, и перед пассажиром есть USB-порт для подзарядки гаджетов. И еще два USB-порта спрятаны в потолочной консоли.
Итог моего близкого знакомства с новым полноприводником такой: новичок «Соболь NN 4х4» и старина «Соболь Бизнес 4WD» – совершенно разные автомобили! За счёт внедрения нескольких важных конструкторских решений «Соболь NN 4х4» получился более удобным, функциональным, комфортабельным и экономичным. Значительно расширились его возможности как на асфальте, так и в сложных дорожных условиях. Получается, «Соболь NN 4х4» сможет не только занять на рынке место своего предшественника, но и наверняка сумеет потеснить на нём классические легковые внедорожники. И кто знает, может, со временем, агрегаты нового полноприводного «Соболя» даже лягут в основу кого-то из них.