Если вы не читали Леонида Андреева (1871-1919 гг.), предлагаю несколько рассказов и повестей, которые глубоко растревожат вас:
- "Петька на даче", 1899 г.;
- "Жили-были", 1901 г.;
- "Мысль", 1902 г.;
- "Весенние обещания", 1903 г.;
- "Тьма", "Жизнь человека", "Иуда Искариот" (повесть), 1907 г.;
- "Рассказ о семи повешенных" (повесть), 1908 г.;
- "Правила добра", 1911 г.;
- "Иго войны. Признания маленького человека о великих днях" (повесть), 1918 г.;
- "Дневник Сатаны" (неоконченный роман), 1919 г.
К.И. Чуковский говорил о своём друге Л. Андрееве, что он афишный, плакатный писатель – в том смысле, что любая тема, о которой он задумывается, захватывает его целиком и становится самой главной на свете. Он, как резонатор, выдаёт её в кричаще-ярких красках и утрированных образах – пройти мимо невозможно. Вероятно, поэтому Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, признавая талант Андреева, советовали ему больше работать над стилем (имея в виду – над сдержанностью). Но Андреев каждый раз искренне верил в то, о чём писал, – и публика его любила. Он был звездой своего времени.
Детство и юность Леонида Андреева прошли в бедности, не считая пары лет, когда отец смог поменять работу землемера на должность в банке. Но отец умер рано, и Андреев-студент с матерью и пятью младшими братьями-сестрами едва выживали, переехав в съёмную квартиру из своего дома в Орловской губернии. После того, как Андреева отчислили с юридического факультета в Петербурге за неуплату, он продолжил обучение по ненавистной специальности в Москве, где ему помогало орловское землячество. Подрабатывал рисованием (любовь к которому привила мать) и пробовал писать (к книгам его приучил отец, в юности Андреев зачитывался немецкими философами).
Когда Андреев устроился помощником в суд, ему предложили писать в "Московский вестник" репортажи о заседаниях. Он превращал формальные заметки в настоящую литературу, по косточкам разбирая преступника, его характер, окружение, среду существования.
Для этой же газеты Андреев написал пасхальный рассказ "Баргамот и Гараська". Историю прочитал М. Горький – он стал для Андреева старшим товарищем. М. Горький ввёл его в литературный кружок "Среда", где встречались сливки мира искусства (от Горького, Бунина, Бальмонта и Брюсова до Шаляпина и Рахманинова, Васнецова и Серова). При содействии Горького в 1901 г. вышел первый (и сразу успешный) сборник рассказов 30-летнего Андреева
Первые рассказы Андреева посвящены безотрадности и безнадежности крестьянской жизни.
Познакомившись с М. Горьким, он активно поддерживает идеи революции – как в творчестве, так и в жизни.
После того, как его задержали за предоставление квартиры для съезда революционеров и Савва Морозов выкупил его из тюрьмы, Андреев с беременной женой и сыном уехал на дачу в Финляндии (выстроенную по собственному проекту, с использованием последних технических новинок. В порыве он даже сделал там водопровод, но когда тот сломался, чинить не стал).
Когда первая жена Андреева умерла в родах, для него это стало большим ударом. Детей он передал на воспитание тёще.
В 1905-1907гг., когда в Российской империи были на пике революционные настроения, население было разочаровано итогами русско-японской войны, остро стояли крестьянский и рабочий вопросы, а столица была охвачена беспорядками, стачками ("Кровавое воскресенье") и террором, Андреев оставался на даче и, разочарованный в прежних идеях, писал об ужасах и бессмысленности как войны, так и революции, которая разрушает, но ничего не обещает создать, оставляя человека во мраке и растерянности.
На год (1907 г.) он приезжал в столицу, где в моменте творилась история, чтобы снова вернуться на дачу в Финляндию и "писать на темы вне пространства и времени". Здесь он женился на второй жене, Матильде, с которой его познакомил К.И. Чуковский как с личным секретарём и про которую друзья шутили, что жену Андреев взял в дополнение к даче. После свадьбы она сменила имя на Анну (Матильда вызывала у Андреева сомнительные ассоциации), родила троих детей и была для Андреева настоящим партнёром и незаменимым помощником в работе.
Во время Первой мировой войны Андреев писал патриотические пьесы и заведовал редакцией "Русской воли". Он поддержал Февральскую революцию 1917 г., считая, что отказ от самодержавия должен способствовать победе в войне. Октябрьскую революцию он не принял, выступая против большевиков в Европе и США.
Если первые рассказы Андреева – это реализм, то с течением времени он всё больше увлекался работой с внутренним миром человека, досконально описывая внутренние сомнения, терзания, мрачные закоулки сознания; ужас человека перед бессмысленностью рока и тщетностью поисков бога как опоры.
Когда гости приезжали к Леониду Андрееву на дачу, они никогда не знали, какого именно Андреева застанут – настолько сильно он вживался в образ каждого персонажа, над которым работал.
Помимо Андреева-писателя гостей мог встретить Андреев-фотограф. Он одним из первых в Российской империи увлёкся цветной фотографией, и мог часами показывать свои автохромы, убеждая каждого стать фотографом. Кстати, в Европе был выпущен альбом с его фото-работами.
Но мог принимать гостей и Андреев-художник, размышлявший только о красках и вернисажах. И, кстати, его товарищи, И. Репин и В. Серов считали Андреева талантливым художником.
Впрочем, приехав дописать портрет Андреева, Репин мог столкнуться уже с Яхтсменом, который, собрав в финском заливе свой маленький флот, делает фото-автопортрет в костюме матроса.
Жадно увлечённый жизнью, талантливый и актуальный – он умер в 48 лет (1919 г.) от сердечной недостаточности, которую приобрёл в результате неудачной попытки суицида. Ещё один пример того, как глубоко он переживал чувства, захватившие его в моменте, оставляя прочее вне фокуса.