В морозный январский день студент-медик Воронов возвращается домой и встречает у моста нищего по имени Лука. Тот стоит, опирается на костыль и словно любуется открывающимся перед ним пейзажем: снежной долиной, лучащимися золотом крестами церкви, чернеющим вдали садом вороновского поместья, соснами палисадника перед домом,алеющими снежными шапками на крышах изб. Такой необычайно яркой для зимнего дня картиной начинается небольшой рассказ: изумрудные льдины, лиловые проруби, фиолетовый дым, красные крыши, золотые кресты и зелёное небо переливаются словно цветные камешки калейдоскопа. Фиолетовым и зелёным искрится снег на закате.
Дым из труб дома поднимался в чистое зеленое небо ровными фиолетовыми столбами.
Студент обращает внимание на кашель, мучающий больного старика и приглашает нищего к себе домой переночевать. Старик отказывается. Может и вовсе не стариком был нищий. От болезни поникли плечи и ноги еле волочились в больших лаптях, но лицо и глаза молодые. Если верить описанию, то ему всего лишь лет под сорок.
И уже совсем необычно было лицо — лицо подростка лет под сорок: бледное и изможденное, простое и печальное.
Встреча на дороге жизни, а дорога раздваивается и каждый идёт своим путём. Можно их условно назвать созерцательный и деятельный пути. Тот и другой путь добра, путь с Богом, о чем свидетельствует живой разговор между путниками. Студент хочет деятельно проявить свое участие в жизни Луки: советует, как лучше лечить кашель, зовёт к себе переночевать, помогает деньгами. Лука отшучивается, ведь он уже избрал свой путь и чувствует, что может быть скоро его путь закончится. Он, как птицы небесные, не думает об этом. В диалоге между путниками лучится доброта и понимание. Разговор простой, но глубокий. Каждый старается не задеть другого: студент - заботой, старик - отказом. Тепло и светло от этой встречи. И ночное небо расцветает яркими звёздами.
Треугольником дрожащего расплавленного золота висела там Венера. Марс и Арктур искрились высоко на западе. И все звезды, мелкие и крупные, так отделялись от бездонного неба, так были ярки и чисты, что золотые и хрустальные нити текли от них чуть не до самых снегов, отражавших их блеск.
Я старательно обхожу важную тему рассказа, а именно тему смерти, как части жизни. Но, и она словно сыплет искрами на морозном снегу, ведь, как говорит герой рассказа, нищий Лука:
Смерть, брат, она как солнце, глазами на нее не глянешь.
Рецензия пользователя livelib.ru AntesdelAmanecer. Источник