Кто не знает фотографии Павла Цая! Почти все Доски почета на любом предприятии на улицах города оформлены с помощью этого мастера. А сколько в архиве Цая интересных снимков! Тут и олени среди сосен, и портреты ханты в их национальных одеждах, и сама тайга – хозяйка Севера… И все это не так просто «состряпано» на скорую руку, а сделано творчески, по-своему поэтично. Человек, которому принадлежат эти фотографии, умеет отличать уродство от красоты, а главное – чувствовать.
Вот портрет. На первый взгляд, вроде бы нет ничего особенного, из ряда вон выходящего: меховая заснеженная шапка, седые в инее брови, выразительные глаза. Но вглядись внимательней. Морозная копоть, как туман, даже пар от дыхания видно. Под снимком подпись: «Минус 50 градусов».
А вот еще портрет «Материнство». Вроде небрежны, но прекрасны волосы женщины, светлое лицо. Ее ребенок, как солнце. Конечно, после «Сикстинской мадонны» трудно передать счастье материнства. Но проходят века, сменяются поколения, и пусть по-разному, но талантливым художникам удается с определенными эмоциями, глубиной и темпераментом передать это неповторимое чувство.
Четыре года назад Павел Цай пришел к нам в комбинат бытового обслуживания. Предоставили в его распоряжение всего одну каморку с картонными стенами да старый аппарат на ножках. Пользуйся! А каким образом, с какой стороны подойти к делу? Но сразу же Павел принялся оборудовать свою небогатую лабораторию. Работал ночами. Достал столы, всевозможные приборы, бумагу, стал принимать заказы посетителей. Попутно учился, вникал в настоящее искусство фотографа. И при помощи своей настойчивости, трудолюбия за четыре года Павел добился многого. Рабочее время у него всегда было, так как и после работы фотограф не расставался с аппаратом. Шел в тайгу, искал людей, образы, мысль.
Павлу всего 30 с небольшим, но какими емкими были эти годы! Приходилось ему работать на судостроительном заводе в далекой бухте Находка, на сплаве леса. Кстати, на сплаве впервые и попробовал фотографировать. Потом пригласили в комбинат бытового обслуживания. Но комбинат есть комбинат, тут широко не развернешься. Однако Павел не оставил своего творческого поиска. И вот первые успехи. В позапрошлом году на выставке профессиональных фотографов бытового обслуживания в Тюмени снимки Цая заняли второе место, в декабре минувшего года стал первым из лучших. Причем последняя выставка проводилась с участием известного художника Московского института фотографии Г.М. Лившица. Молодой мастер-самоучка заслужил неплохую оценку, получил советы. Летом портреты Цая пойдут на зональную выставку. Потом уже оттуда лучшие из них отправят и на республиканскую…
Сейчас в фотографической лаборатории полный порядок. Идет ремонт. Еще масса недоделок, а на улице холод. Без отопления в лаборатории не посидишь. Однако Цай не сидит без дела, помогает ремонтировать. У Павла золотые руки! С таким не пропадешь. Но все-таки главная стихия Павла – фотоаппарат. И может, когда-нибудь мы будем свидетелями, что его снимки появятся на выставке «Интерпресс-фото… такого-то года».
А. Василенко, заведующая первым цехом КБО
Газета «К победе коммунизма» от 11 января 1969 года № 5 (3403)
«Сургутская трибуна» – старейшая газета нашего города, в этом году ей исполняется 90 лет: первый номер издания вышел в 1934 году. За эти годы газета сменила несколько названий: «Организатор», «Колхозник», «К победе коммунизма». Архивные номера редакция бережно хранит. На пожелтевших от времени страницах – жизнь города и людей, его населяющих: стройка и развитие, достижения и награды, бытовые проблемы и общественные дела. Мы продолжаем делиться с читателями информационной историей Сургута. Это возможность узнать, что было интересно и важно 30, 40, 50 лет назад, о чем писали наши старшие коллеги, что волновало сургутян в то время. Окунуться в реалии той эпохи, а может, даже провести параллель с современностью, увидеть связь времен и, возможно, даже узнать героев публикаций.
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/istoriyu_pishem_vmeste_ego_stikhiya/