Девять дней назад, 13 сентября, не стало выдающегося советского карикатуриста и потрясающего иллюстратора Германа Ивановича Огородникова. Когда меня настигла эта трагическая весть (я узнала о ней с опозданием на три дня из-за пребывания в другой стране и отключённого по этой причине телефона), то в первый момент просто ей не поверила. Да, он много болел за этот год, обследовался в клинике, и возраст всё-таки был преклонным — Огородникову шёл 87-й год… И всё равно мозг наотрез отказывался принимать то, что художника больше нет с нами. Однако всё подтвердила его жена и соавтор Елена Александровна Огородникова. Она сказала также, что случившееся не афишировали, и об уходе Германа Ивановича из жизни оповестили только родственников и ближний круг друзей и коллег.
Рисовальщик от Бога
Я мечтала сделать с любимым с детства художником большое интервью и приурочить его выпуск к наступлению 2024 года. Предварительное согласие на него было получено, чему я радовалась как девчонка. Но, увы, подробно расспросить Германа Ивановича о жизни не получилось. Коррективы внесли его проблемы со здоровьем. Однако, несмотря на это, художник, который не прекращал работать, передал мне через свою жену новогоднюю открытку, доверив опубликовать рисунок на канале.
Четыре месяца назад Елена Александровна прислала мне видео с творческой встречи Германа Ивановича, которую организовал центр культурного развития «Яхромский» (Дмитровский район).
Пообщаться с художником тогда пришли школьники. Вместе с родителями они увлечённо рассматривали выставленные в фойе рисунки мастера, которые давно и заслуженно вошли в золотой фонд книжной иллюстрации.
«У меня никто и никогда без толку не бежит, — сказал художник и, раскрыв «Праздник непослушания» Сергея Михалкова, пояснил, как выстраивал свои рисунки. — Вот собака сосиски стащила, вратарь споткнулся… Все заняты делом. Вот обычная куча портфелей. Что можно сделать с кучей портфелей? А ведь здесь сто деталей нарисовано! Сто!»
Первую детскую книгу (это был «Праздник непослушания» Сергея Михалкова) Герман Иванович проиллюстрировал ещё в далёком 1972 году для всесоюзного издательства «Детская литература». Затем последовали рисунки для произведений Барто, Акима, Рауда, Носова, Лельевра, Сегеля, Чеповецкого и других.
Всего Огородников оформил 13 книг, предназначенных для юных читателей, но количества созданных им иллюстраций хватило бы на несколько десятков изданий. Спутать его рисунки с творениями других авторов было невозможно в принципе: по-детски радостный, светлый, весёлый и щедрый стиль рисовки мгновенно врезался в память и говорил сам за себя. Обилие мелких деталей было его отличительной «фишкой» и делало персонажей живыми.
«Я настолько люблю картинки, что ни одну из них не могу выделить, — признался Герман Иванович ребятам, отвечая на вопрос, какая из иллюстраций ему ближе. — Единственное, бывают случаи, когда я делаю их в спешке — если дают работу, а наутро приносишь её уже в редакцию».
Дети задали ему множество вопросов. Им хотелось узнать, как можно рисовать так же весело и здорово. Герман Иванович ответил, что все желающие сначала должны научиться красиво писать.
Он посоветовал начать с алфавита и каждую прописную и строчную букву повторить по пять, десять, двадцать раз. Но при каждом повторении следует придумывать что-то новое, добавлять интересные детали. По его мнению, такое упражнение «поможет приобрести вкус к графике».
От «Осы» и «Скорпиона» до «Крокодила»
Герман Огородников родился в 1938 году в деревне Карлыган (Республика Марий Эл). Когда начинающему художнику было 19 лет, в сатирическом журнале «Пачемыш» («Оса») появилась его первая карикатура. После окончания в 1961 году Казанского художественного училища имени Фешина и дополнительных курсов он жил в Татарии.
«У меня заболела мама, надо было срочно устраиваться на работу, поэтому я ушёл из диплома и его не писал, а сразу начал работать и зарабатывать, кормить семью, можно сказать», — рассказал в одном из интервью Герман Огородников.
Через пять лет его пригласили в Москву на семинар молодых карикатуристов, где он представлял «Чаян» («Скорпион»). Там-то, в столице, его и приметил главный редактор «Крокодила» Мануил Григорьевич Семёнов, который предложил молодому дарованию работу в знаменитом журнале. Можно сказать, что эта встреча стала для Огородникова настоящей путёвкой в жизнь.
В течение трёх с лишним лет он по заданиям редакции объездил СССР, а в 1968 году, после небольшого перерыва, сделался постоянным карикатуристом «Крокодила». Параллельно печатался и в других изданиях: журналах «Здоровье», Работница», «Крестьянка», «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер», газете «Пионерская правда», журналах издательства АПН и «Музыка».
Огородникова знал и любил каждый из подписчиков «Крокодила» за доброту, искрометный юмор и острую сатиру его карикатур, умение одновременно смешно и точно показать самые неприятные явления и недостатки. Он оставался предан главному сатирическому изданию Союза тридцать шесть лет — с момента его первого опубликованного там рисунка и вплоть до момента, когда журнал прекратил своё существование в 2000 году.
Герман Иванович очень сожалел о том, что после закрытия «Крокодила» самые опытные карикатуристы страны остались не у дел и лишились площадки, на которой могли бы выражать своё мнение по различным вопросам.
«Нестерпимо жаль! — написал его коллега Виктор Скрылёв. — Ушёл от нас большой художник и удивительной человек. Удивительный, потому что не был похож на нас, не вязался с образом художника… Живя за сто вёрст от Москвы, всегда был в курсе наших дел, даже когда ещё не было мобильного. Неожиданно появлялся на наших выставках в самых труднодоступных местах с бутылочкой самодельной настойки. Удивительно доброжелательный, плохого слова о коллегах не говаривал и тем более не участвовал в «тёрках». А какой он был великий рисовальщик, иллюстратор со своим уникальным стилем, знает каждый! Золотой фонд «Крокодила».
Такие, как Огородников, появляются редко и всегда наперечёт. Вспоминая сегодня ушедшего Мастера, хочется сказать одно: его работы, как и удивительный талант, вне времени. Герман Иванович стал легендой ещё при жизни, а теперь это дарованное ему народом звание останется с ним навечно.