Один из полюбившихся форматов, которые я использую в своей работе – это кинойога. Впервые я услышала этот термин много лет назад от Тэва Спаркса, тогдашнего руководителя Трансперсонального тренинга Грофа. А вернее не услышала, а прочитала на обложке книги, которую мне нужно было (сейчас я бы сказала – посчастливилось) переводить. Она называлась «Кинойога. О том, как любой фильм может изменить вашу жизнь» и ее можно найти в интернете. Мне всегда нравилось кино, с ним я переносилась в совершенно другой мир, который какое-время продолжал жить и звучать во мне после фильма. И к тому времени я уже много лет работала фасилитатором холотропного дыхания, была знакома с терминологией и общим подходом, что позволило все-таки взяться за работу, не будучи профессиональным переводчиком.
Чего я не ожидала, так это того, что с первых строк книга буквально зазвучит пронзительной личной интонацией автора. Обойдясь без долгих предисловий, он начал с самого главного: «Для меня кинотеатр – не просто место, где можно укрыться с попкорном и М&М’s. Для меня это храм. Это алтарь. Это вместилище тайны. Он стал святилищем, куда я направляюсь, чтобы обретать себя, меняться, расти». И началось мое путешествие вместе с книгой, в ходе которого мы с мужем пересмотрели почти все указанные в книге картины, открывая не только их, но и себя с новой стороны.
Именно Тэв Спаркс впервые предложил использовать термин «кинойога», который на первый взгляд звучит довольно неожиданно. Мы привыкли, что йога – это телесная и духовная практика, которая как будто не связана с кинематографом. Однако само слово «йога» происходит от санскритских "йодж" или "йудж", означающих «связь», «гармония», «соединение». И тогда раскрывается значение кинойоги – соединение через кино, соединение со своими чувствами. Это объединение интересного занятия и внимания к себе, когда с помощью происходящего на экране мы замечаем то, что происходит у нас внутри. Мы немного смещаем фокус восприятия и используем фильм как ключ к переживаниям.
Часто для этого требуется дополнительное внимание и специальные условия, так как для наблюдения за чувствами нужен определенный навык. Поэтому можно проводить кинойогу в группе, где мы договариваемся о том, что смотрим фильм без комментариев, на языке оригинала и до последнего титра. А можно попробовать сделать это самому, не отвлекаясь на телефон, как полноценную практику. Это те необходимые условия, которые помогают следовать своим чувствам и не проецировать их вовне, не уходить в оценки или суждения о поведении героев. Главный герои каждого фильма – это его зрители, и после фильма мы обсуждаем в группе пережитый опыт. Если вы смотрите фильм самостоятельно, запишите после окончания свои впечатления – что вас затронуло, какие реакции вы заметили, знакомы ли вам эти чувства, встречались ли вы с ними раньше?
Сейчас появилась еще одна разновидность кинойоги – мы проводим онлайн-обсуждение фильма, который участники предварительно смотрят сами. В этих группах участвовать люди из разных городов и стран, и даже онлайн формат дает возможность создать очень доверительную и безопасную атмосферу для обсуждения.
Кино - отличный способ, чтобы иллюстрировать те или иные феномены - психологические защиты, семейные сценарии, различные этапы Путешествия героя и другие архетипические сюжеты. В фильмах мы можем откликаться на фрагменты, затрагивающие перинатальное измерение психики, о котором пишет Станислав Гроф. Если вам интересно кино и интересно исследовать себя – попробуйте при очередном просмотре слегка изменить фокус своего восприятия и напишите о своих впечатлениях. А если хотели бы присоединиться к нашим обсуждениям – пишите мне в телеграм.