Найти тему
Максим Драгоев

ЧМЭ3 и его модификации

Здравствуйте мои дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о легенде тепловоз ЧМЭ3

ЧМЭ3 на Казанском вокзале
ЧМЭ3 на Казанском вокзале

ЧМЭ3 (читать: «чмэ-три», чехословацкий маневровый (тепловоз) с электрической передачей, 3-й тип) — тепловоз для поставок в СССР производства чехословацкой компании ČKD Praha.На ЧМЭ3 установлен дизель K6S310DR.

Эксплуатация

Тепловозы серии ЧМЭ3 и модификаций колеи 1520 мм поступили на железные дороги стран бывшего СССР, где стали одной из наиболее распространённых серий маневровых локомотивов. Большая часть из них поступила в собственность основных железнодорожных перевозчиков этих государств и стран, другая часть — в собственность различных промышленных предприятий. Аналогичные тепловозы других серий колеи 1435 мм поступили на железные дороги стран Восточной Европы (Чехия, Словакия, Албания, Сербия, Польша) и Ближнего Востока (Сирия и Ирак)

Так как локомотив выполнен в европейском габарите, некоторые тепловозы ЧМЭ3 были выпущены для колеи 1435 мм. Использовались в СССР (позднее — используются в бывших его республиках) на приграничных станциях, куда заходит европейский подвижной состав — в частности, на станциях Чоп, Вадул-Сирет, Гродно (ЧМЭ3-4165), Брест, Свислочь и други

Так как локомотив выполнен в европейском габарите, некоторые тепловозы ЧМЭ3 были выпущены для колеи 1435 мм. Использовались в СССР, куда под обозначением серии ЧМЭ3 поставлялось подавляющее большинство таких тепловозов, рассчитанных на российскую колею 1520 мм, тепловозы этой модели для европейской колеи 1435 мм поступали на железные дороги Чехии и экспортировались в ряд других государств и стран Европы и Ближнего Востока, в каждой из которых получили собственное обозначение серии и нумерацию. На железных дорогах Чехии и Словакии они получили наименование серии как класс 770 (модель T669.0) и класс 771 (модель T669.1), в Албании — T669 (сохранив чешское обозначение), в Польше — S200, в Ираке — DES3100, в Сирии — LDE1500.

ЧМЭ3М

ЧМЭ3М-0001 на испытательном кольце в Щербинке
ЧМЭ3М-0001 на испытательном кольце в Щербинке

Не следует путать с модернизированными тепловозами — получившими обозначение ЧМЭ3М после доработки фирмой CZ LOKO для Латвии

С целью повышения экономичности тепловоза ЧМЭ3 конструкторы завода Локомотивка-Соколовка несколько перепроектировали его. По новому проекту в 1977 году было построено два опытных тепловоза ЧМЭ3М. После испытаний они поступили в опытную эксплуатацию в депо Люблин

ощность дизеля возросла до 1500 лошадиных сил при 775 оборотах (увеличен наддув с 1,6 атм. до 1,7 атм.), внесено множество изменений в электрике, изменены некоторые параметры конструкции (длина рамы, ширина колёсной базы тележек). Служебная масса тепловоза увеличилась со 123 до 126 т, запас топлива возрос с 5000 до 6000 кг. Максимальная скорость повышена с 85 до 100 км/

Было сделано всего два ЧМЭ3М, но применённое на них электронное оборудование и новые конструктивные решения ряда узлов и деталей в дальнейшем использовались заводами при создании тепловозов ЧМЭ3Т и ЧМЭ5.

ЧМЭ3т-6585
ЧМЭ3т-6585

ЧМЭ3Т

В 1984 году завод «Локомотивка-Соколово» построил два опытных тепловоза ЧМЭ3Т с реостатным (электродинамическим) торможением (№ 4385 и 4596) и электронным оборудованием для реализации максимальной мощности дизеля на низкой частоте вращения вала. В остальном конструкция практически идентична ЧМЭ3. Некоторые обычные тепловозы ЧМЭ3 дорабатывались по подобной схеме уже в СССР.

Масса тепловоза ЧМЭ3Т (123 т), номинальная мощность (1350 л. с.) и максимальная скорость такие же, как у тепловоза ЧМЭ3. Положительные результаты испытаний первых экземпляров стали основанием для выпуска в 1985 году опытной партии из 20 тепловозов ЧМЭ3Т, а затем и начала их серийного производства. Всего на железных дорогах бывшего СССР работает 1167 локомотивов серии ЧМЭ3Т.

Внешне от стандартного ЧМЭ3 не отличается, за исключением оборудования реостатного тормоза на крыше (у № 5070—5089) или небольшого квадратного возвышения на заднем капоте (выхлоп тормозного реостата) и заборных жалюзи с левой стороны капота (воздухозабор тормозного реостата) у № 5482—5531, 5784—5882, 6000, 6245—6664, 6885—7459), а также отсеками с перенесённой из заднего капота аккумуляторной батареей по бокам топливного бака. Несколько отличается заводская окраска локомотива.

ЧМЭ3Э
ЧМЭ3Э

ЧМЭ3Э

С 1987 года начался выпуск тепловозов ЧМЭ3Э. На тепловозах ЧМЭ3Э так же, как и на ЧМЭ3Т, установлено электронное оборудование, обеспечивающее реализацию максимальной мощности дизеля на низкой частоте вращения вала, которого не было на тепловозах ЧМЭ3, но не установлен реостатный тормоз.

В 1987—1989 годах осуществлялась поставка тепловозов серии ЧМЭ3Э. В 1987 г. опытный ЧМЭ3Э № 5932 поступил в СССР. В 1988 году была поставлена уже опытная партия из 25 локомотивов (№ 6220—6244). В 1989 г. было поставлено 220 шт. (№ 6665—6884

Внешне тепловоз никаких особых отличий от ЧМЭ3 не имеет. Несколько отличается заводская окраска локомотива ).

ЧМЭ3 ЭКО -3323 с тремя силовыми установками (Дизели)
ЧМЭ3 ЭКО -3323 с тремя силовыми установками (Дизели)

Если вам было интересно читать эту статью подписываетесь. Дальше будут ещё интересные статьи.