— Мама, только не осуждай! — взмолилась Антонина. — Я знаю, о чем ты думаешь и какие "тараканы" сейчас бегают в твоей голове. Знаю, что готова отругать меня. Но в данный момент мне нужна только поддержка и совет. Я запуталась. Правда не понимаю, как поступить правильно.
Ирина Константиновна мельком посмотрела на дочь и продолжила вязать.
— Должен получиться очень красивый и стильный свитер. Фиолетово-бирюзовый. Все, как ты любишь. Оббегала полгорода, чтобы найти эти тона. Помни мою доброту! — шутливо ответила пожилая женщина. — Тонька, может тебе еще шарфик связать? Или шапку?
Девушка откинулась на спинку дивана и устремила взгляд в одну точку.
— Мамы всегда заботятся о своих детях. Но дети их не слышат, полагая, что взгляды родителей устарели. А оно как в жизни получается? Прописные истины не меняются. И для того, чтобы это осознать, нужно набить собственные шишки. Почему так, мам, а?
— Нет, все-таки свяжу и шарфик, и шапку. Это будет мой подарок на день рождения. Буду знать, что ты зимой не замерзнешь! — полностью игнорируя размышления дочери, сказала Ирина Константиновна.
В гостиной повисла тишина. Антонина взяла подушку, улеглась на диван и закрыла глаза. На минуту показалось, что время повернулось вспять, и она вновь стала той маленькой девочкой, которая очень любила отдыхать под звуки маминых спиц. Но часы... они громко отбивали каждую секунду, напоминая о том, что время идет и ничего невозможно вернуть обратно.
***
Антонина и Сергей познакомились в университете. Девушка училась на четвертом курсе, когда им добавили новый предмет по экономике.
— Господи, ну, было же нечто подобное на первом и втором курсе. Пятнадцать раз пересдавала. Так надеялась, что самое страшное позади. И на тебе! Не дают спокойно пожить и получить этот вымученный диплом! — возмущенно делилась переживаниями с однокурсницей Антонина.
— Я тоже не в восторге! — вздохнула Виолетта. — Специально пошла учиться на гуманитария. Но нет! Они словно назло пытаются "впихнуть невпихуемое"! Теперь остается надеяться, что придет нормальный преподаватель, который понимает разницу между технарями и нами.
— Студенты с параллельного потока сказали, что это мужчина. Повезло, что не старик-профессор. Какой-то молодой парень тридцати шести лет.
— Ооо! — обрадовалась Виолетта. — Тогда есть надежда, что мы все-таки сдадим экзамены и закончим университет. Нас не отчислят, подруга. Представляешь?
***
Преподавателем по новому экономическому предмету оказался... Сергей.
Обаятельный, харизматичный, высокий. С ноткой юмора и обворожительной улыбкой. Он с первого занятия влюбил в себя всех студенток на потоке.
— Прогулы отменяются! Я утверждаю это на полном серьезе! Даже с температурой я готова бежать на экономику! — смеясь, говорила Виолетта.
Антонина не стала исключением. Не было ни одной минуты, чтобы она не думала о "преподавателе-сердцееде". Долгие месяцы девушка не подозревала, что ее чувства взаимны.
Все открылось во время турпохода, организованном университетом.
По счастливой случайности Сергей был назначен командиром их группы и капитаном команды. Молодые люди проводили много времени вне занятий, подготавливая выступление. Общение перешло на новый уровень.
А после победы в конкурсе на вечеринке, которая прошла в одном из городских клубов, "преподаватель" признался Антонине в чувствах.
— Я знаю, что это в какой-то степени запрещено. Понимаю, что старше тебя на четырнадцать лет, но ничего не могу с собой поделать. Думаю о тебе каждую секунду. Поверишь или нет, но я никогда не испытывал ничего подобного. И если надо, то готов отказаться от должности, только чтобы быть рядом с тобой.
***
Девушка растаяла сразу, как сахар в горячем чае. Парочка начала встречаться. Однокурсницы сходили с ума от зависти и ревности, а Антонина летала на крыльях любви.
Одно было непонятно. Как рассказать о новом кавалере маме. Ирина Константиновна была женщиной строгих правил и убеждений. Мать прочила своей дочери большое будущее и мечтала о том, что однажды она станет министром образования.
— Личная жизнь важна и нужна, но ты должна понимать, дочка. Первым делом — самолеты! Если раньше это касалось только мужчин, то теперь такая ответственность легла и на женщин. Самореализация и карьерный рост — необходимые атрибуты семейного счастья. Почему? Потому что современным миром правят деньги.
— Так можно и в старых девах остаться! Девушкам еще и детей рожать!
— Успеешь. Если все правильно организуешь в жизни, то к тридцати годам будешь иметь крепкий фундамент. Тем более, квартира у тебя есть. Благодари бабушку, которая сделала тебя своей единственной наследницей. Ремонт сделай и живи, как королева!
— Мам, в делах сердечных не существует команд и приказов. Когда влюблюсь, тогда и выйду замуж. Ну, ты же хочешь и зятя, и внуков. Признавайся!
— Сильно зависит от того, кто будет стоять передо мной!
***
Антонина навсегда запомнила этот разговор с мамой. А теперь ей предстояло познакомить тещу с будущим зятем.
После семи месяцев отношений, Сергей сделал любимой предложение руки и сердца. Девушка, конечно, ответила согласием. Но как обо всем рассказать матери...
Переборов страх, девушка решилась на признание.
— Мам, я влюбилась! — со счастливой улыбкой на лице произнесла Антонина.
— Вот как? — бросив на дочь многозначительный взгляд, спросила Ирина Константиновна. — Я рада. Все же ты скоро заканчиваешь университет. Пусть и любовь в жизни будет.
— У нас все серьезно. Мы хотим пожениться!
— Ты беременна? — с подозрением произнесла женщина.
— Нет. Просто мы хотим быть вместе. Всегда.
— А вас кто-то пытается разлучить? Или принуждает официально оформить отношения?
— Нет, но…
— Вот и встречайтесь на здоровье! Если вы действительно предназначены друг другу судьбой, никуда не денетесь. Поженитесь!
— Мам, ну, пожалуйста. Пойми…
Ирина Константиновна села напротив дочери, внимательно посмотрела ей в глаза и спросила:
— И кто же этот принц?
— Я скажу. Только пообещай, что выслушаешь до конца.
— А разве может быть иначе? — ухмыльнулась женщина. — Я же должна знать, кому моя дочь собралась посвятить жизнь.
— Сергей — мой преподаватель по экономике. Как понимаешь, мы познакомились в университете.
— Стоп! — женщина попыталась сглотнуть появившийся в горле ком.
— Сколько ему лет?
— Тридцать шесть. Но он отлично выглядит. Все одногруппницы влюбились в него!
— То есть мужчина старше тебя на четырнадцать лет? — с ужасом в глазах уточнила Ирина Константиновна. — Я правильно понимаю?
— Правильно. Но разве возраст имеет значение?
— Идем дальше, — игнорируя вопрос дочери, произнесла женщина. — Он был женат?
— Да, — тихо ответила Антонина, понимая, что у мамы внутри разгорается вулкан. — Сергей женился в первый раз в двадцать восемь лет. Брак продлился пять лет. У него есть сын Семен.
— Дочка, ты в своем уме? — схватив себя за лицо, простонала Ирина Константиновна.
— Они не общаются. Совсем. Бывшая жена вышла замуж за какого-то богатого австралийца и улетела, забрав сына. Алименты не требует, всем обеспечивает второй муж.
— А где и с кем он живет?
— Со своей мамой. Я уже с ней знакома. Очень приятная и коммуникабельная женщина.
— Итого. На четырнадцать лет старше, разведен, бросил сына, живет с мамой. Это зять, которого я заслужила? Это тот, кому я растила свою дочь? Ты серьезно?
***
Как Антонина не пыталась уговорить маму, женщина выступала категорически против Сергея. Ирина Константиновна была непреклонна.
— Послушай, моя милая. Я никогда не назову этого мужчину своим зятем. Никогда! Ты — моя дочь. Несмотря на неправильные поступки и поспешно принятые решения, я всегда тебе рада. Мои двери всегда открыты. Ты можешь выходить замуж, если хочешь. Я понимаю, что не в моей власти тебя остановить. Однако считаю, что ты совершаешь огромную ошибку.
— Мама…
— Единственное попрошу. Пожалуйста, не торопись с ребенком и никогда не бросай работу. Закончи университет и расти по карьере. И еще... не прописывай мужа в своей квартире. Ты не знаешь, как сложится жизнь и куда заведет судьба. Договорились?
— Прошу. Поговори с Сергеем хотя бы один раз. Ты сразу поймешь, как сильно ошибаешься.
— Дочка, я чувствую то, чего ты не видишь. Я уважаю твой выбор, а ты цени мой. И просто... будь счастлива.
***
Несмотря на то, что Ирина Константиновна не поддержала Антонину, деньги она подарила.
— Распоряжайся ими так, как считаешь нужным. На свадьбу, на ремонт или на личные вещи. Смотри сама, что нужнее.
— Мамочка, спасибо, что ты у меня есть. Ты самая лучшая. Очень верю, что однажды ты и Сергея полюбишь!
***
Первый год семейной жизни пролетел, как один сплошной медовый месяц.
Сергей перебрался жить в квартиру к Антонине. Мужчина не требовал прописку, не предъявлял претензий, даже разговоров подобных никогда не заводил.
Антонина закончила университет, получила диплом и устроилась работать в районный отдел образования.
Бытовых скандалов никогда не возникало. Даже кулинарные предпочтения у молодой семьи были одинаковыми.
— Кажется, мы на самом деле созданы друг для друга! — довольно щебетала Антонина.
Одно расстраивало девушку — мама не принимала Сергея и даже не хотела с ним знакомиться. Но она верила, что однажды ситуация изменится. Только не предполагала, что в худшую сторону.
***
Как гром среди ясного неба появилось... увольнение Сергея из университета. Ректорат провел тестирование нового предмета и пришел к выводу, что он отвлекает студентов от основного направления.
Мужа словно подменили. Он стал нервным, раздраженным и молчаливым.
— Ты не должен так сразу опускать руки! — уговаривала Антонина супруга.
— Ты — отличный профессионал! С легкостью найдешь новую работу.
— Какую? Учителем в школе? Спасибо, женушка! Я столько лет пытался вырваться из этой дыры! И опять в эту бездну меня толкаешь?
Антонина сильно обиделась на Сергея, но решила дать ему время.
— Пусть успокоиться и придет в себя, дочка! — объясняла ей свекровь.
— Сын всегда мечтал работать в университете. Это цель его жизни. Неудачный опыт сломал его. Просто поддерживай и не торопи Сережу. Он восстановится!
***
Прошло полгода, но ситуация не менялась. Причем Антонина начала замечать, что супругу нравятся сложившиеся отношения.
Он сидел дома, готовил кушать, убирал в квартире и даже начал выращивать цветы. Каждый раз, когда девушка пыталась заговорить о поисках работы, он воспринимал ее предложения в штыки.
— Всему свое время! Я не готов! — резко отвечал мужчина.
— Не готов к чему? Зарабатывать деньги? Ну, уж прости! Это твоя святая обязанность!
— Я ни от чего не отказываюсь! У меня мечта рухнула! Неужели так сложно понять?
— Кому ты эти сказки рассказываешь? — крикнула Антонина, не сдержав злости. — Ты просто прикрываешься некими мечтами, чтобы ничего не делать!
— Ты не понимаешь, что говоришь!
— Да? Тогда в чем проблема? Зарегистрируйся как самозанятый и работай в качестве репетитора. Будут тебе студенты. Хочешь университет? Создавай свой! И будь там ректором! У тебя же хватает опыта и знаний.
— Это другой уровень...
— И что? Это же твоя мечта! Или нет? Или это тупая отговорка, чтобы ничего не делать? Чтобы одеть фартук, снять с себя ответственность и превратится в домохозяйку? Тебе ничего не мешает! Вперед! Прошло полгода. Говоришь, депрессия не закончилась? Тогда это клиника. Давай вызывать врачей.
— Тоня, не переходи границы! - на этот раз повысил голос Сергей.
— Это моя жизнь. Я решаю, когда работать, а когда отдыхать!
— Говоришь, что неплохо устроился? Жена в квартиру привела, ремонт делает, деньги зарабатывает, продукты носит. Почему бы не жить в радость?
— Разные обстоятельства бывают в жизни. Или ты относишься к той категории, которая выходит замуж за кошелек?
Антонина с отвращением посмотрела на супруга.
— Где ты, а где деньги. Теперь я поняла истинную причину твоего развода с первой женой. Ты просто не в состоянии нести ответственность за семью. Разве что за маму!
— Я запрещаю тебе в плохом контексте упоминать мою мать! — злобно крикнул Сергей. — Ты меня поняла?
— Конечно, поняла. Собирай чемодан и на выход! Пошел вон из моей квартиры, нахлебник! Ты меня понял? — заявила жена.
***
Сергей ушел. Навсегда.
Антонина быстро переоделась и убежала к маме. Ей не хотелось оставаться одной. Внутри все разрывалось от боли и обиды.
***
Она спокойно лежала на диване в маминой квартире, закрыв глаза. Мама сидела на кресле и без остановки продолжала вязать.
Ирина Константиновна не знала, что ее дочка разводиться, не знала, как была права насчет Сергея. А еще не знала, что через семь месяцев станет бабушкой и вязать шапочки с шарфиками нужно не дочке, а будущей внучке...
Спасибо за прочтение
Диана Евлаш ©