Найти тему

«Счастливая долина» – гедонистическая жизнь британских аристократов в Кении

Оглавление

Когда в 1920-х годах фермер Джеффри Бакстон окинул взглядом холмы близ озера Найваша, и, стоя на берегу реки Ванджохи в предрассветные часы, ощутил прикосновение тумана, приходящего с горного хребта Абердэр, словно бальзам, он решил, что это место, тронутое рукой Бога, будет называться Счастливая долина. Он не предполагал, насколько название станет нарицательным. Тогда оно ещё не вызывало ассоциации с тем, что немного позднее будет представлять «Счастливая долина».

Тот клочок земли, который сегодня возделывают семьи кикуйю на крошечных огородах, где бегают их босоногие дети, стал гигантским «домом публичного удовольствия», возможно, самым эксцентричным за всю историю борделей.

-2

Британская восточная Африка или Восточно-Африканский протекторат, основанный в 1895 году, частью которого стала колония Кения в 1920 году, – регион, который привлекал множество белых поселенцев. Они бежали сюда, спасаясь от перенаселённости, высоких налогов и дождливого климата родной земли. Их целью было восстановить аристократическую гегемонию в обширном и пасторальном уголке планеты, пригодном для эксплуатации и полном коренного населения, которое нужно было поработить. Они считали, что внедряют англосаксонские ценности в подданный народ, живущий в варварстве.

Загородный клуб Мутайга, в пригороде Найроби, Мутайга, который и сегодня доступен только для элиты
Загородный клуб Мутайга, в пригороде Найроби, Мутайга, который и сегодня доступен только для элиты

Территория вокруг города Найваша, на берегу озера Найваша, примерно в 90 км к северо-западу от Найроби, была одной из первых, заселенных в Кении европейцами. После того, как британское правительство колонизировало Кению, оно предложило плодородные участки земли в долине Ванджохи, недалеко от хребта Абердэр, британским аристократам. Первые прибывшие поселенцы были представителями высшего класса, вторые или третьи сыновья пэров, которые не унаследовали земли в Британии. Вторая волна поселенцев состояла из немногих офицеров, переживших бойню Первой мировой войны. Первые смотрели на вторых свысока, как на представителей среднего класса.

Главные герои «клики» Счастливая долина

Один из первых прибывших – Хью Чамли (Чолмондели), 3-й барон Деламер. Известный среди друзей как «Д» лорд Деламер влюбился в Кению, когда отправился туда в охотничью экспедицию с 200 верблюдами и 100 носильщиками в 1891 году. Искренний поклонник культуры масаи, он пытался ассимилироваться с местным образом жизни, одновременно привнося в него некоторые полезные методы ведения сельского хозяйства. Но его эксцентричность, экстравагантные вечеринки и страсть к охоте задали тон для роскошного образа жизни, который вели последующие поселенцы. Однажды Хью Чамли – по причинам, которые в то время так и поняли – скакал галопом в столовой отеля «Норфолк» в Найроби, перепрыгивал через столы, как будто вместо ужина участвовал в соревнованиях по конкуру, после чего верхом на лошади запрыгнул на обеденный стол, одновременно стреляя по лампам.

Группа ультра привилегированных белых гедонистов, с тех пор известная как «Счастливая долина», воспользовалась пространством и свободой потрясающих пейзажей Кении, чтобы вести себя с дикой развязностью и сексуальной распущенностью. Среди них – Джосслин Хэй, граф Эррол, леди Идина Сэквилл, богатая наследница Элис де Жанзе, её муж граф Фредерик де Жанзе и её любовник Рэймонд де Траффорд из старинной ирландской аристократической семьи, Кики Престон, сэр Джон «Джок» Делвс Бротон, его жена Диана Колдуэлл и другие. Ньери (к востоку от хребта Абердэр) стал главным городом «Счастливой долины».

Зенит этого круга с его обилием секса, наркотиков и, в конечном счете, загадочным убийством графа Эррола в 1941 году пришёлся на 1920-е и до конца 1930-х годов. Декадентское поведение не ограничивалось «Хэппи-Вэлли». К веселью присоединялись члены королевской семьи. Принц Уэльский Эдуард, и его брат Генри, герцог Глостерский приезжали в Кению на сафари в 1928 и 1930 годах.

Участие в оргиях и обмен женами фактически было обязательным условием для любого, кто хотел быть принятым на социальной сцене долины Ванджохи с загородным клубом Мутайга в качестве координационного центра. Открывшийся в 1913 году он использовался для возмутительных вечеринок «Хэппи-Вэлли». Особенно оживлённо там было в течение рождественских праздников, когда элита пила розовый джин на завтрак, джин-физ во время чаепития, сауэр коктейль и шампанское всю ночь, играла в карты, танцевала, и любая дама обычно просыпалась утром с чьим-то супругом.

Вечера, начинавшиеся с отбивных из газели под аккомпанемент джаза из заводного граммофона, перерастали в одурманенный развратом уровень. В одной из любимых игр после ужина участники-мужчины выстраивались в очередь за простыней, протянутой по центру комнаты, просовывали свои возбужденные отростки через дырки в ней, чтобы присутствующие дамы могли проголосовать за фаворита. Другая игра, которую они устраивали в своих поместьях, – дуть на перышко в сторону человека по своему выбору, пока каждый не выберет себе партнера на ночь. Популярная шутка того времени: «Вы женаты или живете в Кении?».

Джосслин Виктор Хэй, граф Эрролл

Потомственный верховный констебль Шотландии, игрок и заядлый ловелас, специализировавшийся на соблазнении богатых замужних женщин Джослин Виктор Хэй, 22-й граф Эррол, вызвал скандал в Англии романом с леди Идиной Сэквилл. Они поженились в 1923 году, после того как Идина развелась со вторым мужем. Они переехали в Кению в 1924 году, оплатив переезд деньгами Идины. Их бунгало на склонах хребта Абердэр, Слэйнс (названное в честь бывшего фамильного поместья семьи Хей, замка Слейнс), стало центром светской жизни, печально известным своими оргиями со сменой партнеров и употреблением наркотиков.

Идина Сэквилл и Джосслин Хэй в день своей свадьбы
Идина Сэквилл и Джосслин Хэй в день своей свадьбы

Джослин обворовывал жену, и Идина развелась с ним в 1929 году. У него уже тогда был роман с замужней женщиной Эдит Мод («Молли») Рэмси-Хилл. Когда муж Рэмси-Хилл узнал об этом, он выследил их и публично выпорол лорда Эррола на железнодорожной станции Найроби. Эрролл женился на Молли в 1930 году. Они жили в доме в марокканском стиле на берегу озера Найваша. Молли, увлекшись гедонистическим образом жизни «Хэппи-Вэлли», умерла в начале 1939 года, употребив коктейль собственного изобретения, из алкоголя, морфина и героина.

Диана Колдуэлл
Диана Колдуэлл

В начале ВМВ Эррола назначили помощником военного секретаря Кении, несмотря на его прежние связи с фашистами (в 1934 году он вступил в Британский союз фашистов сэра Освальда Мосли). Хищный Эррол, дважды женатый, внушал страх мужьям, но его судьба была решена, когда в 1940 году в колонию прибыла новая пара, 56-летнего сэра «Джока» Делвса Бротона, страдающего тромбозом, сопровождала его новая жена, Диана Колдуэлл, на тридцать лет моложе мужа.

Вскоре после прибытия Диана познакомилась с Эрролом в загородном клубе Мутайга и стала его любовницей. Но их страсть продлилась недолго. Диана дала понять мужу, что намерена с ним развестись и выйти замуж за Эррола. Бротон якобы согласился, но в конце января 1941 года тело Эррола с пулевым ранением за ухом, в его «Бьюике», было обнаружено на окраине Найроби. Противоречивые теории относительно убийцы и мотивов сохранялись в течение шести десятилетий.

Делвс Бротон предстал перед судом через несколько месяцев после убийства Эррола. Слово «мотив» висело над его головой пламенным курсивом, но Делвс Бротон был оправдан, в связи с отсутствием убедительных доказательств, что было расценено как вопиющая судебная ошибка.

Диана времени не теряла, она развелась с Бротоном, завела себе другого любовника. Гонимый своими демонами Делвс вернулся в Англию, где через несколько дней покончил жизнь самоубийством, введя смертельную дозу морфия в номере отеля «Адельфи» в Ливерпуле. Несмотря на сенсационное оправдание, его самоубийство вызвало новые бурные спекуляции (как жуткий отголосок прошлого, в 2012 внучка Делвса Бротона, блестящий стилист Изабелла Блоу, открывшая Александра Маккуина, покончила с собой в своем доме в Котсуолдсе).

Некоторые комментаторы предполагали, что Диана сама застрелила любовника, когда он якобы попытался прекратить отношения, другие считали, что Эррола убила одна из его ревнивых любовниц. Были даже версии о заговоре секретных служб, которые подозревали Эррола в сотрудничестве с немцами в годы ВМВ и он принадлежал к ренегатской группе, в которую входили герцог Виндзорский и Рудольф Гесс.

Британский журналист Джеймс Фокс написал об этом убийстве книгу «Белое зло», опубликованную в 1982 году, по мотивам которой в 1987 году Майкл Рэдфорд снял фильм с Чарльзом Дэнсом в роли Джосслина Хэя, Гретой Скакки (Диана Бротон), Джоссом Эклендом (Делвс Бротон).

Хуанита Карберри, кенийская писательница, ставшая известной своими мемуарами и ролью в деле графа Эррола, писала, что после суда сам Делвс сказал ей, что он убил Эррола.

Доказательства, обвиняющие Делвса Бротона, обнаружились в 1987 году. Дэн Тренч, родители которого были партнерами по фермерскому хозяйству четы Бротон, вместе с семьей друга Эррола, рассказал, как именно Делвс совершил убийство. Его «исповедь» была записана на магнитофон, но с условием, что она не станет достоянием общественности, пока не пройдёт достаточно времени после его смерти.

Так или иначе, но процесс, даже в разгар Второй мировой войны, потряс Британию, знаменуя начало конца гедонистической колониальной элиты Кении. Освещение в СМИ наглядно продемонстрировало вопиюще расточительный образ жизни и дикие нравы праздных богачей в Африке, в то время как Британия страдала от карточной системы и ночных налетов немецких бомбардировщиков.

Идина Сэквилл

Родившись 26 февраля 1893 года в семье Гилберта Сэквилла, 8-го графа де Ла Варра (семья дала свое имя штату Делавэр), и богатой наследницы Мюриэл Агнес Брасси, Идина, кузина популярной писательницы Виты Сэквилл-Уэст, стала известна как «анфан террибль» эдвардианского общества.

Когда Идине было около пяти лет, отец сбежал с танцовщицей канкана, вернувшись лишь на время, но достаточное для того, чтобы стать отцом наследника, прежде чем уйти из семьи навсегда. Разъяренная тем, что муж тратил ее деньги на любовниц, мать Идины развелась с ним. Для того времени это был ужасный скандал и семью вычеркнули из аристократического общества. Мюриэл нашла новое призвание, посвятив себя поддержке лейбористского политика Джорджа Лэнсбери (дедушки актрисы Анджелы Лэнсбери) и теософского движения, стала ярой суфражисткой.

-8

В возрасте 20 лет Идина Сэквилл вышла замуж за капитана Дэвида Юана Уоллеса, одного из самых завидных женихов лондонской элиты, отпрыска богатой семьи шотландских землевладельцев, за несколько месяцев до объявления войны. Юэна отправили воевать во Францию, Идина навещала его и пара проводила ночи в отеле Риц в Париже. Во время продолжительного отпуска Юэна Идина родила двух сыновей в 1914 и 1915 годах (оба погибли в бою во время Второй мировой войны). Вскоре брак стал давать трещины. Юэн не интересовался женой, проводил время на светских вечеринках с младшей сестрой Идины, Эви, и влюбился в её подругу, Барбару Лаченс (дочь архитектора Эдвина Лаченса).

Портрет леди Идины Сэквилл кисти Уильяма Орпена
Портрет леди Идины Сэквилл кисти Уильяма Орпена

Идина завела роман с капитаном Чарльзом Гордоном, а после окончания войны потребовала у мужа развода. Юэн добился опеки над сыновьями и даже настоял на том, чтобы Идина никогда больше не общалась с ними. Идина согласилась на такое условие и в 1919 году вышла замуж за Чарльза Гордона, с которым уехала в Кению. Второй брак разрушился из-за нового хобби Идины – она с большим энтузиазмом пыталась соблазнить каждого мужчину в Кении, её постель называли «полем битвы». Через год Идина вернулась в Англию, где присоединилась к богемной молодежи Лондона начала 1920-х годов и наделала много шума своей привычкой приказывать персоналу отеля наполнять ей ванну шампанским и танцевать на столиках в ресторане.

В 1923 году она развелась с Чарльзом и вышла замуж за графа Эррола. Идина влюбилась в Джосслина, который был младше её на восемь лет, хотя понимала, что единственный способ удержать его – не требовать от него верности. Высшее общество Британии было возмущено. Респектабельным замужним женщинам позволялось заводить любовников, после того, как они обеспечивали «наследника и запасного», но приобретать новых мужей!!! Идина стала изгоем общества.

В следующем году Идина и Джосслин рванули в любимые охотничьи угодья, чтобы вести богемный образ жизни, полный свободного секса и экзотических приключений. Они купили поместье, которое назвали Слейнс, у них родилась дочь Диана, унаследовавшая графство после убийства отца в 1941 году (Диану воспитывали в Англии сначала её дядя, потом тётя).

Сбежав от завтраков с шампанским и танцев в стиле регтайм эдвардианского Лондона, переполненного сплетнями об её разводах, Идина стала «верховной жрицей» «Счастливой долины» в Кении. Невысокая ростом (1,60), она обладала хорошей фигурой. На вечеринках по обмену супругами она напивалась «виски сауэр» и приветствовала гостей обнаженной в ванне из зеленого оникса.

Идина, несмотря на безрассудную жизнь, которую она вела, относилась к делам достаточно серьёзно, понимая, что фермерство это её единственный реальный источник существования. Идина разводила овец. Своих денег у неё было немного, а у мужчин, за которых она выходила замуж (за исключением первого и четвертого мужа) их не было вообще. Джосслин, даже после того как унаследовал титулы отца в 1928 году, личного богатства не имел, а, будучи игроком, накопил огромные долги. Идина развелась с ним в 1930 году, обвинив в финансовом обмане.

-10

Идина разводилась в общей сложности пять раз (за что получила прозвище «bolter»/так называли женщин, которые вопреки всем общественным нормам сбегали от мужей), но умерла с фотографией своей первой любви, в 1955 году.

Идина вдохновила на создание персонажа Айрис Сторм, женщины сомнительной репутации, в романе «Зеленая шляпа» Майкла Арлена (Тиграна Гуюмджяна), ставшим мировым бестселлером. В экранизации романа, немом фильме «Женщина дела», роль Айрис исполнила Грета Гарбо (в фильме она Дайана Меррик Фёрнесс). Роман в США считали настолько дерзким, что продюсеры не допускали никаких ассоциаций с ним. Чтобы смягчить цензоров фильм переименовали. Из сценария были исключены упоминания об употреблении героина, гомосексуализме, венерических заболеваниях, которые лежали в основе истории Айрис Сторм.

История жизни Идины вдохновила Тейлор Свифт на создание песни The Bolter.