А ведь когда-то в XII веке этот город назывался Ольгов. Впервые поселение с таким названием упоминается еще в Ипатьевской ведомости. Но просуществовал он относительно недолго - город разрушили половцы. Снова же поселение появилось во второй половине XVI века. А еще более известны эти места стали в связи с распространением старообрядчества. Ведь в этих местах появился Иов Льговский - один из виднейших представителей этого течения.
А в конце XIX века через город проходят две железные дороги:
- Киев-Воронеж в целом с запада на восток;
- Брянск-Харьков в целом с севера на юг.
Железнодорожный узел очень сильно пострадает во время Гражданской войны. Пострадал город и в годы Великой Отечественной войны. Максимальная же численность населения здесь отмечалась в 70-80-е гг. ХХ века - 25-26 тыс. чел., которая затем начала планомерно снижаться. Но именно в 90-е годы был поезд Льгов - Москва № 607/608. Ежедневно он уходил из Льгова в 17:30 и через 13 часов 22 минуты в 06:52 прибывал на Курский вокзал столицы. Назад из Москвы он отправлялся в 21:40, а прибывал на конечную станцию в 10:50.
Сохранился этот поезд и в нулевых. Причем у него существенно сократили время в пути - около 10,5 часов. Более того, поезд стал именным. Назывался он "Сейм". Сейм - это название местной реки, которая, кстати, имеет весьма приличную длину - 696 км (а есть вариант и 717 км). Это крупнейший приток Десны.
Считается, что название этой речке дали семь притоков, которые называются Семицы. Но, конечно, есть и легенда, по которой Семь - это муж Десны - дочери богатыря Днепра. Ну что-то там у них в этой легенде всё поперепуталось. Это ж наша Ангара от Байкала убегает, а он ей Шаман-камень бросает, который так и лежит поперек горла у нашей красавицы. А Десна - это же вроде как приток Днепра, но никак не дочь ) Но на то она и легенда. А еще по берегам реки в обрывистых местах даже невооруженным глазом легко заметить норки береговых ласточек, которые там проживают целыми колониями.
А кроме поезда "Сейм" сюда запустили еще и "Экспресс". Он вообще преодолевал расстояние до Москвы-Курской за 7 часов 34 минуты в 2004 году. Он, конечно, немного рановато уходил на Москву - в 04:40. Но зато около полудня жители Льгова уже могли оказаться в столице. Назад "Экспресс" отправлялся в 15:19 и в 23:23 прибыл на конечную станцию.
Эта пара поездов на Москву сохранялась и в 2009 году. Правда, экспресс теперь стал 800-й нумерации. Время в пути 7 часов 50 минут.
Поезд № 141/142 сохранился и в 2024 году. Вот только теперь это Курск-Москва, но следует он через Льгов. Вот прямо во время написания статьи я в режиме онлайн с использованием сервиса "Паровозики" наблюдал пару поездов Москва-Курск и Курск-Москва, который следуют как раз этим самым маршрутом с отклонением от прямого курса на Льгов:
В Москве это теперь не на Курский вокзал, а на Восточный. Время в пути от Льгова 10 часов 10 минут. Стоянка в городе - 15 минут. Также до столицы в наши дни можно теоретически добраться на поезде Белгород-Санкт-Петербург. Отправляется он из Льгова ночью в 00:27. Время в пути до Москвы 10 часов 41 минута. Вроде бы поезда № 141/142 не отменены. По крайней мере, они отображаются на онлайн карте. А вот расписание по станции Льгов не приводится сервисом Яндекс.Расписание. Оно существует только в варианте "на все дни". Там поезд Белгород-Санкт-Петербург и Адлер-Калининград показываются на октябрь. В сентябрьском графике их пока нет. Но там впрочем и курский также висит с 02.10, а сервис "Паровозики" вроде бы его отображает. Если у меня в читателях есть жители этих мест, то напишите, пожалуйста, есть ли сейчас (сентябрь 2024) поезда через Льгов.
Ну а в советские годы движение здесь было очень насыщенное.
1961 год
Итак, давайте посмотрим, что мы там могли наблюдать в течение дня:
00:13-00:30 - Брянск-Харьков №69/70 (он еще и на Льгове-Сортировочном останавливался; основная станция - Льгов-Киевский);
00:20-01:07 - Харьков-Брянск №69/70 (эти поезда, следовавшие в разном направлении, встречались во Льгове);
00:42-00:56 - Новороссийск-Мурманск №115-116 (вот, кстати, и объяснение того, почему у поезда №70 Харьков-Брянск была столь продолжительная стоянка на пути в Брянск - он пропускал поезд на Мурманск);
00:45-00:58 - Ленинград-Краснодар-Новороссийск №113/114;
01:36-01:54 - Хабаровск-Киев №75/76 (одно из уникальных явления советских железных дорог);
02:30-02:36 - Киев-Хабаровск №75/76;
03:16-03:30 - Адлер-Мурманск №39/40 (он еще и на Льгове-Сортировочном потом сделает остановку);
04:13-04:30 - Новороссийск-Краснодар-Ленинград №113/114;
05:05-05:17 - Ленинград-Мариуполь №83/84;
06:56-07:08 - Мурманск-Адлер №39/40;
07:43-07:50 - Киев-Воронеж №73/74;
08:04-08:16 - Ленинград-Адлер №45/46;
08:36-08:52 - Воронеж-Киев №73/74 (и это первый поезд на западное направление);
08:55-09:09 - Аддер-Ленинград №45/46 (почти встречались здесь два поезда одного маршрута в разном направлении);
09:56-10:15 - Мариуполь-Ленинград №83/84;
10:36-10:51 - Севастополь-Ленинград №7/8;
13:13-13:26 - Ленинград-Кисловодск № 21/22;
13:24-13:42 - Симферополь-Ленинград №43/44;
14:45-14:57 - Ленинград-Севастополь №7/8;
18:22-18:26 - Сочи-Ленинград №11/12;
19:00-19:12 - Ленинград-Сухуми №25/26;
19:30-19:48 - Сухуми-Ленинград №25/26;
20:17-20:29 - Мурманск-Новороссийск №115/116;
21:09-21:22 - Ленинград-Симферополь №43/44;
22:09-22:21 - Ленинград-Сочи №11/12 (на этом поезде еще раз хотелось бы акцентировать внимание; один из немногих именно до станции Сочи);
23:00-23:15 - Кисловодск-Ленинград №21/22;
Итого, 13 пар поездов! 13! Ну как так-то?! 63 года назад. Вы только посмотрите на карте, куда можно было попасть поездом из Льгова (я там отметил только конечные пункты; кстати, удивительно, но нет Москвы). Куда ж это всё делось?!
И еще одно замечание. Обратите внимание, насколько в небольших пределах находится время стоянок поездов, если не принимать во внимание Брянск-Харьков и Хабаровск-Киев. Там всё почти в интервале 12-15 минут (также интересно, что с юга всегда более продолжительные стоянки были; видимо, давали возможность людям выгрузить фрукты). Ну и на ветке в направлении Киева со стороны Воронежа продолжительность остановок колеблется. А еще - насколько равномерно всё распределено в течение суток. Да, есть два окна: 12-13, 15-17. Но во все остальные часы хотя бы один поезд проходит. Вот это то, что я называю системой, а не случайно определенными параметрами.
1969 год
К 1969 году часть поездов перебрасывают на другую ветку (например, №7/8, №11/12, №21/22). По прежнему следуют через Льгов: Воронеж-Киев; Ленинград-Симферополь, Ленинград-Адлер, Ленинград-Жданов, Ленинград-Сухуми, Ленинград-Краснодар-Новороссийск, Мурманск-Новороссийск, Мурманск-Адлер.
И несколько новых направлений появляется:
Владивосток - Киев №125/126.Это еще дальше продленный хабаровский, который существовал ранее. Да, сезонный, да по дням. Но я постоянно удивляюсь, почему же именно Харьков-Владивосток считался самым длинным маршрутом. А как же этот вариант?!;
Свердловск-Киев №157/158;
Брянск-Жданов №209/210.
Спектр направлений еще более расширился.
80-е годы ХХ века
В этом десятилетии через город следовали еще несколько поездов с маршрутами, которые ранее не были замечены - Ленинград - Евпатория - Феодосия №535/536 и 537/538, Смоленск-Адлер и Смоленск-Симферополь (тоже 500-й нумерации). Плюс по киевской ветке Киев-Новосибирск №81/82 (дальних на Хабаровск и Владивосток не было больше). Ну и в справочнике 1989 года уже есть №607/608 Льгов-Москва.
90-е годы ХХ века
Но и в 90-е гг. можно отметить новые направления. Например, через Льгов шел поезд Воронеж-Одесса. Ну или Минск-Мариуполь, Брянск-Мариуполь и Брянск-Харьков. Сохранялись и поезда из Санкт-Петербурга в южном направлении. Конечно, уже не было Сухума, но Адлер, Новороссийск, Анапа, Симферополь - все они присутствовали.
Нулевые годы ХХ века
Появлялись новые направления и в нулевых. Скорее они представляли удлиненные или укороченные маршруты из ранее существовавших. Шли поезда с южный курортных городов на Брест, Калининград, Архангельск и Лабытнанги. ну а современность я уже описал выше.
А жаль, что так свернулось сообщение. Посмотреть здесь есть что. Например, можно заглянуть в музей А.П. Гайдара - знаменитый писатель был уроженцем этого города. А еще здесь есть "Башня Шамиля".
Здесь была усадьба Барятинских. Вот один из них - фельдмаршал - когда-то пленил грозного предводителя горцев Шамиля. По одной и легенд эти места Шамиль посетит после плена на пути в Мекку. И вроде бы он молился в этой башне.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!