Продолжаю серию публикаций о постройке Ка-52 в сорок восьмом масштабе от компании Звезда. Речь пойдёт о нанесении декалей, подготовке и закреплении результата этого процесса. У меня в распоряжении, видимо, безальтернативная декаль "Ка-52" 48-043 от компании Begemot.
Ранее имел дело с её продукцией при постройке МиГ-31, ссылка на статью о ней ниже, и Су-35, публикация о которой впереди, в сорок восьмом масштабе.
Сразу отмечу, что в коробке производителя модели представлены всё те же декали из Ростова-на-Дону, что позволило провести полноценные тесты их взаимодействия с различными лаками, растворителями и средствами для приварки и размягчения. На фотографии ниже результаты смелых экспериментов ).
Последние лет, наверное, двадцать, работал преимущественно в тридцать пятом масштабе и, естественно, утратил определённые компетенции в этом вопросе. Прежде всего, о самой декали, к достоинствам которой можно отнести отличные натуральные цвета, абсолютную непрозрачность и достаточно толстую подложку, которая, впрочем, является и недостатком. Начинающим моделистам гораздо проще работать именно с декалями на такой прочной основе, я бы предпочёл именно на этой модели с комбинированной расшивкой иметь дело с подложкой потоньше, а в идеале вообще с растворимой.
В связи с этим вспомнилось, что когда-то очень давно, в эпоху перераспределения Социалистической собственности, работал с такой декалью. Постоянные читатели канала знают, что имеют дело с хомяком девяносто девятого уровня. Полез в закрома и нашёл внушительную стопку наборов декалей компании Travers.
Вспомнилась модельная юность. Для своего времени они были хороши, очень многие мои модели в семьдесят втором масштабе несли их на своих бортах. Был в наличии также комплект для Т-34-76, и, несмотря на то, что в тот период коллекционировал исключительно истребители времён Второй мировой войны, приобрёл и его, хорошая вещь, обязательно пригодится. И пригодилась. Вот прекрасный лозунг из того набора на "драгоновской" тридцать четвёрке, собранной, скорее всего, во второй половине нулевых.
Обратите внимание, что подложка либо растворилась, либо приварилась так, что её не видно совсем. То, что нужно. Открыв упаковку одного набора, увидел артефакт "благословенной эпохи девяностых".
Она была изготовлена из плаката про заботу об "укреплении... боевой... усиливает... направляющее влияние...военных кадров..XXVII съезда". Как сказал бы Толик из соловьёвской "Чёрной розы-эмблемы печали...": "Болят мои ноги".
Или это был дядя Кока... впрочем не важно.
Ознакомившись с информацией на упаковке, узнал, что произведена декаль была, вот это поворот, в Ростове-на-Дону. Один известный персонаж из телевизора в таких случаях говорит: " Совпадение? Не думаю". Рванул на просторы интернета, и моя догадка о родственных связях нашла своё подтверждение на официальном сайте компании Begemot. Ну что ж, парням спасибо и удачи в творчестве и производстве. Скорее всего, это было лирическое отступление номер раз.
Вернусь к предмету повествования. В наборе представлено огромное количество вариантов окраски вертолёта, и это очень жирный плюс, однако схемы нанесения камуфляжа невнятны, а в расположении декалей технических надписей на листах всё тот же, описанный в статье о постройке МиГ-31, хаос и это очень жирный минус. Примечательно, что на листе с декалями из коробки этого самого хаоса нет. В этом плане продукция Begemot не сильно оторвалась от своего прародителя Travers, хотелось бы чего-нибудь поинтереснее и поудобнее, однако, как сказал Андрей Сергеевич Аршавин: "Ваши ожидания-ваши проблемы"... Перед тем, как наносить декали, пришлось облить модель целиком глянцевым лаком. Это вынужденная мера, так как модель изобилует техническими надписями, и нужно было сделать так, чтобы по результату на ней не было даже намёка на подложку. Раньше покрывал окрашенную модель нитролаком и приваривал декаль 646 разбавителем или ацетоном с последующим покрытием лаком матовым лаком от Humbrol или Testers . С катастрофическим ухудшением качества российской лакокрасочной химии этот вариант больше не прокатывает. В этом году экспериментировал с лаками АКАН и Jim Scale с невнятными результатами. Это не значит, что они плохие, видимо, скорее всего, не нашёл правильный подход, а производитель не спешит объяснять, как с ними работать, или просто я пропустил такую информацию, фраза: "При необходимости разбавить разбавителем той же марки" в моём понимании таковой не является. Как-то подписчик посоветовал попробовать лаки Mr.Color Super Clear lll UV Cat GX 112 и 113, к сожалению, не могу найти его комментарий, чтобы поблагодарить лично, сделаю это публично: "Спасибо".
Не знаю, как там насчёт UV Cat, но с основными своими задачами на этой модели они справились на отлично. Рекомендовать пока не буду, так как слишком мал опыт использования, но надеюсь, что эта парочка со мной надолго. После покрытия глянцем нанёс опознавательные и тактические знаки выбранного борта.
Хотелось видеть Красные звёзды, надпись о принадлежности к ВКС России, ну и, конечно же, "Z". Таким параметром соответствовал борт, две семёрки, красный.
Хозяйке, что называется, на заметку, крупные элементы декали всегда вырезаю по контуру, ничему лишнему на модели не место.
Использовал химию Mr. Mark Setter для фиксации и Mr. Mark Softer для размягчения декали в местах, где это необходимо.
После того, как всё желаемое было нанесено на модель, покрыл её закрепляющим слоем глянца, и она засверкала неприятным блеском ещё больше.
По прошествии суток обязательная полировка маникюрным бафом с целью полной маскировки краёв подложки декали. На фото ниже видно, слегка перестарался и нанёс ущерб тактическим номерам и знаку "Z". Ничего страшного, это достаточно просто исправить.
Подкорректировав аэрографом, скорее всего, уже в последний раз камуфляжные пятна, облил модель матовым лаком. Конечным результатом остался доволен, а это, как вы понимаете, самое главное.
И крупнее.
Получил давно искомую матовость скорлупы, заклёпки и расшивка в достаточной мере сохранены, можно начинать работать с экстерьером. Закрывая тему декали, отмечу, что при нанесении технических надписей изначально пытался руководствоваться фотографиями из интернета, однако, убедившись, что единых стандартов по местам их нанесения нет, полностью доверился инструкции. Во время написания данной статьи была мысль сделать ещё одно лирическое отступление, касающееся, возможно, лучших декалей из девяностых от американской Aero Master, однако оно получилось какое-то совсем не маленькое, и было решено выпустить его позже в качестве отдельной публикации в разделе статей "Пыльная Полка", ссылка на него ниже, благо год рождения у них подходящий.
На этом пока всё, на следующей неделе ожидаю почтового отправления от Embooss с новым вариантом интерьера для этой машины, собираюсь сравнить его с изначальным, о чём непременно доложу. Возможно, хотя из предыдущего опыта в это верится с трудом, объявится какой-либо из предзаказов И-16, и, опять же, будет детальный разбор с "живыми" фотографиями дополнений. Спасибо за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку. Всем удачи и творческих успехов.
P. S. Рекомендую telegram-канал Моделизм 1/35 https://t.me/modelizmihobby, общение в его чате сподвигло подумать о создании параллельной, более лаконичной версии "Пыльной Полки" на этой платформе. Вопрос в стадии проработки.