Когда я узнал о выпуске этой модели, то, как говорят, лишился сна. Не то чтобы я уж очень увлекался современной авиацией, скорее напротив. Моя тема - истребительная авиация Второй Мировой, но МиГ-31 для меня самолет совершенно особенный.
В далеком уже восемьдесят седьмом году прошлого столетия я был призван в ряды Советской Армии и по воле судьбы проходил службу на одном из аэродромов, на котором базировались истребители ВВС ПВО. Фразу "на одном из аэродромов" следует воспринимать буквально, ибо сразу после присяги приступил к несению службы на одном из объектов, обслуживающих полеты, и находился на боевом дежурстве все два года. Это являлось следствием того, что за год примерно до призыва я обнаружил в почтовом ящике предписание из военкомата, которое обязывало явиться в школу ДОСААФ для получения воинской специальности, что я и сделал. Несмотря на "тяготы и лишения", как говорилось в присяге, по прибытии на аэродром испытал восторженное изумление - в капонирах стояли новейшие МиГи.
Лет, наверное, в двенадцать ко мне в руки попала книга Игоря Андреева "Боевые самолеты" c иллюстрациями Александра Захарова, который известен по великолепным изображениям автомобилей в журнале "За рулем". Перечитывал ее бессчетное число раз, пересматривал еще больше. Как тут не влюбиться в авиацию. Уверен, я такой был не один.
Наш истребительный авиаполк только в уже упомянутом году начал осваивать МиГ-31, а до этого нес дежурство на перехватчиках Ту-128, и разные модификации этой красивейшей машины также присутствовали на аэродроме, так что мне повезло оказаться на стыке эпох. К сожалению, в полете "тушки" я не видел. На фотографии ниже запечатлен самолет на аэродроме, где я, как говорится в известном фильме, интересно и увлекательно провел два года.
Но вернусь к тридцать первому. На мой взгляд, он прекрасен. Красив такой, наверное, строгой красотой, в которой нет ничего лишнего, дизайнерского, даже огромные ракеты, прикрепленные к корпусу снизу, смотрятся органично. Отсутствие камуфляжа дает отличную возможность рассмотреть все это великолепие в подробностях. Наблюдать за тем, как взлетает МиГ-31 особое удовольствие, вот где настоящая мощь, прямо сгусток энергии. А как он звучит... Наша точка находилась километрах в трех от взлетки, стекла начинали ходить ходуном, казалось, еще раньше чем до тебя доходил раскат этого грома. В интернете есть съемки взлета тридцать первого и они впечатляют, но наблюдать за ним, находясь в пяти метрах от взлетной полосы, это совсем иное ощущение. К сожалению, видеть полеты над аэродромом доводилось крайне редко, крылатые машины растворялись в синеве, думаю, менее чем за минуту, а большинство полетов вообще производились ночью. Причастность к несению нашими летчиками боевого дежурства на этих грозных машинах предмет моей гордости. Люблю этот самолет.
Добыв модель, сразу приступил к строительству. Сразу оговорюсь, что дело было давнее и я мало что помню именно по процессу. Из допов удалось добыть сопла двигателей Amigomodels 48016, очень приличные на мой взгляд, и набор декалей Begemot 48-040 "Микоян МиГ-31 БМ/БСМ". С продукцией Amigomodels столкнулся при постройке МиГ-23 от Eduard, статья о работе над ним в планах, а вот с Begemot работал впервые, и если к соплам вопросов не возникло, то декаль эту запомнил на всю оставшуюся. Дело в том, что огромное количество микроскопических технических надписей было разбросано по нескольким листам в совершенно хаотическом порядке, что превращало работу с декалью из удовольствия в адский труд. Что же касается самой модели, отмечу хорошую собираемость и приличную детализацию. Есть, на мой взгляд, небольшой недостаток - это ширина и глубина расшивки. Уверен, что для большей части моделистов это не недостаток, а глубина возможно, даже достоинство. Во всяком случае с этим можно смирится, чего не скажешь о Су-57 от Звезды в том же сорок восьмом масштабе. Хочу собрать, но открываю коробку, смотрю на его расшивку, сошедшую с примитивных наборов Italeri из девяностых, и закрываю. Особенно обидно, что с дополнениями у этой модели все очень ровно.
Перед сборкой покрасил и расписал ниши шасси. Никаких трубопроводов прокладывать не стал, модель собирал для себя и заниматься работой, которую никогда никто не увидит, не было никакого желания.
Собрав модель под покраску, загрунтовал Mr. Hobby, Mr. Surfacer 1200 и выделил расшивку черной краской, чего обычно не делаю, расшивку берегу, но тут отдельный случай. При покраске использовал две или три серых акриловых краски разных оттенков, так делаю всегда, когда не предусмотрен камуфляж, чтобы "оживить" цвет. Какие, снова прошу прощения, не помню, а выдумывать не хочу. Покрасочные слои не экономил.
Далее декаль. Неплохая в работе, но с уже обозначенным серьезным недостатком.
Схема сборки позволила работать с кабиной отдельно от модели, респект разработчикам! В матчасть особо не вникал по уже обозначенной причине.
Хочется отметить достаточно хорошее по качеству подвесное вооружение из набора. Получил массу положительных эмоций от работы с ним.
Сопла двигателей окрашивал чем-то из палитры Alclad 2 Metal, расписывал, по-моему, акварелью, добиваясь аутентичности с фотографиями. Результат меня устроил. У меня есть еще один опыт работы над соплами - Су-35, там все гораздо интереснее и сложнее, обязательно поделюсь в будущем.
В заключении отмечу, что помимо традиционных средств росписи попробовал еще и акварельные карандаши, результат меня устроил.
Хочу вспомнить добрым словом своего друга Владимира Григорьева, благодаря которому сделаны фотографии некоторых этапов стройки, представленные выше, ведь тогда я не подозревал, что буду вести канал. Именно ему я посылал их в качестве отчета о проделанной работе и сейчас могу хоть что-то показать по процессу сборки этого МиГа.
Ниже небольшая галерея готовой модели.
В заключении хочу поблагодарить всех за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку. Следующая публикация планируется о работе над УАЗ-469 от Звезды, ознакомиться с которой можно будет на моем канале, ссылка на него здесь. Всем удачи и творческих успехов.