Нравится мне русская семиструнная гитара, прежде всего, за ее строй (открытый аккорд соль-мажор), позволяющий одинаково легко исполнять как академический семиструнный репертуар, так и любую другую музыку. Во-вторых, ореол загадочной русской души и ни с чем не сравнимое звучание старинных романсов. Возможны также альтернативные варианты настройки. К примеру, как у классической гитары, но с дополнительным басом. На практике пользуюсь тем и другим способами. Были у меня разные семиструнки советского производства. Как со стандартной мензурой (610-650 мм), так и с уменьшенной - терц- и кварт-гитары (550-590 мм), но я их настраивал как обычную семиструнку от "ре" до "ре" (D-G-B-D-G-B-D).
Недавно решил приобрести новую гитару, дабы играть произведения Андрея Сихры, Михаила Высотского, Василия Саренко и других корифеев-семиструнников. Питая надежду на то, что качество российских изделий при современных технологиях должно было улучшиться и уж точно ни в чем не уступает китайским. Выбор семиструнок даже в интернет-магазинах мал. Наиболее распространенные - питерский "Doff" (наследник фабрики им. Луначарского), кунгурский "Амистар" и ижевский "ТИМ". Здесь я изменил своему принципу никогда не покупать музыкальные инструменты удаленно, не поиграв на них. В наши музыкальные салоны уже давно не завозят семиструнные гитары, а если и завозят изредка, то продают с огромными наценками. Поэтому заказал онлайн с доставкой ТИМ 2С-7. Поддержал отечественного производителя.
Во время проверки инструмента в пункте доставки меня поразило, что из коробки высыпалось большое количество древесных опилок. Опилки вытряхнул потом и из корпуса гитары. Внешний вид инструмента порадовал санберстовым окрасом деки и оригинальной формой головы грифа, но разочаровал шероховатостью лакового покрытия. Края розетки не обработаны. Позволяют наглядно оценить материал деки. Фанера толщиной 4 миллиметра, трехслойная.
Хотя бы ладовые порожки сносно закатаны по краям. Крепление грифа традиционное для семиструнок - на винте. Винт регулируется обычной отверткой с плоским шлицем.
У только извлеченной из коробки гитары он был ослаблен, струны предельно отдалены от грифа. Я настроил высоту струн над грифом, чтобы можно было играть. К счастью, установленный на заводе комплект струн пригоден для музицирования, навит с запасом. Колковая механика состоит из семи отдельных колков с белыми пластмассовыми головками и открытыми шестернями. Все крутится легко, все работает. Строй держат.
Гитара с корпусом из березовой фанеры довольно тяжелая, весит чуть более трех килограммов. Даже увесистее, чем китайский дредноут из ламината елки и всякой азиатской древесины. Звук у семиструнки ТИМ на удивление объемный. Погромче, чем моя прежняя "Луначарка". Кому-то, вероятно, захочется больше верхов, но лично мне эта басовитость ижевского инструмента нравится. При размерах стандартной классической гитары с мензурой 650 мм звучит практически как джамбо. Гриф среднего удобства. Имеет мощный U-образный профиль. Ему ведь еще нужно выдерживать силу натяжения стальных струн. Кто играл на советских гитарах, поймет.
Инструменты ТИМ вызывают у меня двоякое чувство. С одной стороны, они могут звучать, когда захотят, и больше похожи на гитары, чем "Белуччи", "Элитаро", "Террисы". С другой стороны, модель ТИМ 2С-7 - это все еще конструктор "сделай сам", в котором мало что изменилось с советской эпохи. В плане удобства проигрывает и чехословацкой "Кремоне", и китайскому "Мартинесу". Но зато семь струн, доступная цена (около пяти тысяч рублей) и кондовая прочная конструкция. Для парков и набережных - самое то!