Найти в Дзене
🍿 ЯВКИНО
Подписаться

🪴 ЛЕОН - 30 ЛЕТ ВИЗУАЛЬНОЙ ИЗЫСКАННОСТИ, МОЛОКА И ЮНОЙ ПОРТМАН (РЕТРОСПЕКТИВА)

Существует закрепившееся общественное мнение, что «Леон» - это лучшее, что когда-либо снимал Люк Бессон, один из самых известных французских постановщиков постмодернистского кино. Часто я с такого рода заявлениями не соглашаюсь, но сегодняшний случай стал исключением.

-2

-3

«Леон» (в оригинале - «Leon: The Professional») представляет из себя безупречный триллер для аудитории разного возраста и венец творения Бессона, ни дать ни взять. Он в меру серьезен и философичен для более взрослого зрителя и, в то же время, не обделен юмором, парочкой ироничных шуток и даже буффонадой для молодых киноманов.

-4

-5

14 сентября 1994 года состоялась премьера этого французско-американского шедевра, и очень интересно посмотреть на него сквозь призму времени, так как с 90-х утекло, что логично, необъятное количество воды. Для Люка картина стала бенефисом не только в общих чертах, но и по отдельности, учитывая разные его составляющие и элементы. Так, например, именно здесь наиболее полно выразились стиль повествования и визуал француза как творческой натуры, став его визитной карточкой и прославив на весь мир.

-6

-7

Хоть и раньше Бессон уже получил международное признание благодаря «Голубой бездне» или «Никите», зритель раскусил всю индивидуальность режиссуры в виновнике сегодняшнего торжества. Съемка пролетами, крупные планы на лицах двух персонажей в кадре, взгляд героя наверх и то же подсматривание в дверной глазок - все это «Леон» преподносит как кинематографическое и аппетитное горячее блюдо. Тут как раз живописность Нью-Йорка и его района, Маленькой Италии в Манхеттене, вплетается очень органично, а светлая, желтоватая съемка контрастирует с антиутопическим, серым содержанием самого кино.

-8

-9

Отдаю должное: Бессон был и до сих пор силен в собственном написании сценариев. Как я уже упомянул, сюжетно его лента универсальна, понятна большинству и умело совмещает в себе несколько жанров и так называемых поджанров. Помимо камерного триллера в замкнутых пространствах здесь найдется место и локальному боевику (фирменные взрывы и перестрелки с кучей дыр в стенах присутствуют), и криминальной подоплеке о рутине хитмэна-интроверта, и подавляющей драме вперемешку с нестандартным бадди-муви. Последний пункт не работал бы без участия сердца картины - 13-ти летней Натали Портман, a.k.a. Матильды, что лишь своими глазами способна вызвать умиление и сострадание. На самом деле, здесь снова в силу вступает излюбленный прием постановщика, а именно концепт роковой женщины (а нашем случае, девочки), ради которой герой полностью меняется и переосмысливает жизнь.

-10

-11

Продолжая тему контрастов, основой из них выражен как раз в химии между главными лицами. И действительно, Леон и Матильда сильно противоречат друг другу: один молчалив, другая, наоборот, любит поболтать; он работает в одиночку, а она нуждается в компании. Казалось бы, конфликт архетипов прозрачен и очевиден. Да и раньше наверняка схожий прием немало раз демонстрировался в мировом кино. Однако то, что делает такое взаимоотношение лиц культовым, так это второе дно. Постепенная привязанность Леона к подростку терниста и многослойна, она возникает далеко не на пустом месте.

-12

-13

Во-первых, это схожесть их судеб. Отличия отличиям рознь, но Матильда так же, как и итальянский ассасин, слишком рано повзрослела морально, обижена жизнью, пережила много чего ужасного и травмирована окружающей средой. Ее душа тоже не на месте + она довольно смышленая и схватывает все на лету. Лично мне кажется, это, вкупе с правилом «Не убивать женщин и детей», и сподвигло Леона на неофициальное опекунство над ребенком, что ему ранее было патологически не свойственно.

-14

-15

Во-вторых, самой противоречивой является идея режиссера влюбить дитя во взрослого убийцу. Несмотря на многие скандалы и речи об открытых намеках на педофилию в картине, я бы не настолько радикально относился к этой концепции. Видимо, Бессон так представляет себе принцип подростковой, переходной психологии, где Матильда видит в своем спасителе не то, чтобы отца или отчима, а, скорее, защитника или даже любовника. Не исключено, что Люк дополнительно черпал вдохновение из своего собственного опыта: в 1991 году он состоял в отношениях с 15-ти летней актрисой Майвен Беско.

-16

-17

Самым логичным объяснением лично я вижу мысль, что Матильда - это взрослый в теле ребенка, а Леон - ребенок в теле взрослого. И это факт: Жан Рено специально придал своему персонажу медлительность и заторможенность, дабы сгладить все углы и сексуализированность подобных отношений. Очевидно, что такой псевдо-роман не приводит ни к чему, и это абсолютно правильно. При этом достоинством из него можно выделить еще более подчеркнутую и укрепленную связь между героями. По сути, это уже нечто большее, чем просто работа друг на друга (напомню, что Леон нехотя начинает учить Матильду своему «мастерству», а она ему помогает в проведении зачисток), но и не перегиб палки в что-либо извращенное и аморальное.

-18

-19

Стоит отметить и антагонистов фильма - коррумпированных полицейских, «борющихся» с наркотиками, во главе с Норманом Стэнсфилдом (Гари Олдман). Безусловно он является психопатом, живущим на таблетках и возомнившим себя карателем, что сравнивает свои акты убийств с композициями Бетховена. Все сцены с Норманом, пожалуй, самые напряженные и пугающие на протяжении всего хронометража, ведь актер шикарно отыгрывает данное амплуа.

-20

-21

В итоге, «Леон» что раньше, что сейчас производит невероятное впечатление: все его особенности, от диаметральности образов до моральной подоплеки, впиваются в память и со временем становятся еще глубже, будто, проработаннее. Тот случай, когда все карты легли на свои места. Определенно, это один из моих любимых фильмов (в ТОП-10 смело войдет) и классика, которую стоит пересмотреть под стакан свежего молока 🥛

-22

«Месть хороша, пока ты ее не совершил».
«Месть хороша, пока ты ее не совершил».