7 книг на 7 дней. Мой выбор
БОГДАНОВА, Ольга; ЖИЛЕНЕ, Екатерина. «Картотека» Льва Рубинштейна. Концептуальные практика на границе искусств. – СПб.: Алетейя, 2024. – 144 с.
В монографии рассматриваются произведения поэта-концептуалиста, одного из основателей и теоретиков «московского романтического концептуализма» Льва Рубинштейна (1947–2024). Анализируются уникальные в жанровом исполнении «каталожные» тексты Рубинштейна, представляющие собой самостоятельные карточки-строки, карточки-стихи, карточки-поэмы, отражающие художественный поиск одного из самых ярких представителей постсоветского авангарда, работавшего на пересечении практик вербального и визуального искусства. Продемонстрировано, как теоретические декларации поэта-художника со временем подвергались переосмыслению и пересозданию, как творческая эволюция открывала новые грани его таланта и прочно встраивала Рубинштейна в русло отечественной литературной традиции.
ДИОН Хрисостом. Вифинские речи. – М.: Ладомир; Наука, 2024. – 488 с. – (Литературные памятники).
Впервые на русском языке публикуются «Вифинские речи» – центральный корпус произведений крупнейшего греческого оратора и софиста I в. н. э. Диона Хрисостома. Эти удивительной красоты, изящные и в то же время стилистически строгие тексты – вершина творческого пути одного из величайших ораторов античного мира, по праву прозванного Златоустом. Интересны они и тем, что близко знакомят нас с жизнью греческого населения восточной части Римской империи – его нравами, обычаями и порядками, являясь наряду с сочинениями Плутарха, Лукиана, Афинея и других известных греческих писателей ценнейшим историко-культурным свидетельством об эпохе поздней античности.
Полнее погрузиться в запечатленный в речах мир позволяет сопроводительная статья С. Межерицкой, содержащая подробный обзор биографии и творчества оратора, а также историю их позднейшего изучения и рецепции, учитывающая все важнейшие классические и современные труды западноевропейских и отечественных ученых, посвященные Диону Хрисостому.
ЗОРИН, Леонид. «Ничего они с нами не сделают»: Драматургия. Проза. Воспоминания / Состав и вступительная статья А. Л. Зорина. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 680 с. – (Художественная словесность).
В сборник выдающегося драматурга и прозаика Леонида Генриховича Зорина (1924–2020), приуроченный к 100-летию со дня его рождения, вошли пьесы, повести, рассказы и воспоминания, посвященные одной из центральных тем его творчества – отношениям художника и власти или, шире, литературы и политики. В книге отразилась эволюция взглядов писателя на свободу творчества с середины ХХ столетия до последних лет его долгого творческого пути. Вошедшие в том пьесы «Медная бабушка», «Пропавший сюжет», «Развязка» и другие Леонид Зорин считал своими главными произведениями. О драматических взаимоотношениях художника и власти автор размышляет и во включенных в книгу фрагментах своего мемуарного романа «Авансцена», рассказывающих о сложной театральной судьбе многих его пьес, а также о замечательных режиссерских и актерских работах А. Лобанова, Г. Товстоногова, О. Ефремова, С. Юрского, Р. Быкова, которым не суждено было дойти до зрителей.
Издательство принимает предзаказы на книгу.
КУРЦИУС, Эрнст Роберт. Немецкий дух в опасности. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 344 с. – (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
В 1931–1933 годах немецкий филолог-романист, медиевист и переводчик Эрнст Роберт Курциус на время отходит от чистой науки в поисках гуманистической философской альтернативы торжествующим тоталитарным идеям. Подведение социальных и политических итогов в предчувствии трагических времен подтолкнуло Курциуса к переосмыслению целого ряда культурно-исторических явлений, неизменно сопровождавших его проект глобальной Европы. В 1932 году он публикует своеобразный политический манифест — книгу «Немецкий дух в опасности», где впервые предлагает концепцию «нового гуманизма», призванного, согласно ей, сохранить целостность народного духа в условиях надвигающейся катастрофы и опирающегося на просвещенное Средневековье и идею всеевропейской общности в противовес революционному национализму эпохи. Критически описав общественно-политические, культурные и образовательные тенденции в современной ему Германии, Курциус стал врагом собственной страны, занятой в то время пересмотром истории и изобретением коллективно переживаемых форм величия. Издание предваряет подробное предисловие Д. Колчигина, куда включены также несколько статей Курциуса и его критиков.
Издательство принимает предзаказы на книгу.
ЛАНГ-ВАЛХС, Герхард. Борис Скосырев – король Андорры. – СПб.: Нестор-История, 2024. – 216 с.
Борис Михайлович Скосырев родился в 1896 году в Вильно в благополучной аристократической семье, был офицером Британского флота, бежал от Октябрьской революции. В Германии его заключили в тюрьму как английского шпиона, впоследствии он получил титул князя Оранского из рук королевы Вильгельмины (Нидерланды). Стал на 9 дней (12 по другим источникам) королем Андорры, пообещав жителям приобщить эту маленькую страну к современной жизни, однако его планы были пресечены нарядом испанской Гражданской гвардии, посланным Урхельским епископом. Тем не менее Андорра к концу ХХ в. пошла именно по предначертанному им пути. Жизнь Скосырева была полна приключений и оборвалась, по одной из версий, от пуль гитлеровской расстрельной команды во время Второй мировой войны. Если отвлечься от мифов и прочих баек и легенд, то в книге,Ланга-Валхса можно увидеть не менее впечатляющую историческую версию жизни беспаспортного эмигранта, который лихо ускользал от властного произвола европейских стран, однако нежданно-негаданно попал на свою белорусско-российскую родину, где его приговорили к 25 годам ГУЛАГа. Отбыл он их, однако, не полностью и закончил свои дни в немецком городке Боппард уже на излёте минувшего века.
ХЕРЦОГ, Вернер. Будущее правды. – СПб.: Individuum, 2024. – 120 с.
Что будет с правдой в эпоху фейков, информационных войн и искусственного интеллекта? В поисках ответов на этот насущный вопрос Вернер Херцог пускается в прихотливое путешествие по тропинкам мировой истории: от императора Нерона до Илона Маска, от фараона Рамсеса II до рассказов о похищении инопланетянами, от опер Джузеппе Верди до ChatGPT. Действительно ли мы вступили в эпоху постправды, когда отделить истину от лжи уже невозможно? Что заставляет нас верить мошенникам, фокусникам и поэтам? В чем заключается истина искусства, стирающая границы между воображением и реальностью? «Будущее правды» – проницательный анализ современной эпохи и творческий манифест величайшего выдумщика в истории документального кино.
ХЛЕБНИКОВ, Велимир. Доски судьбы. – СПб.: Вита Нова, 2024. – 608 с.
«Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего ХХ века…» – сказал о поэте, прозаике, экспериментаторе в области словотворчества, реформаторе поэтического языка и провидце Велимире (Викторе Владимировиче) Хлебникове (1885–1922) знавший его лично один из самых известных лингвистов минувшего столетия РоманЯкобсон.
«Во имя сохранения правильной литературной перспективы считаю долгом чёрным по белому напечатать от своего имени и, не сомневаюсь, от имени моих друзей, поэтов Асеева, Бурлюка, Кручёных, Каменского, Пастернака, что считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и честнейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе», – укрепил эту оценку Владимир Маяковский.
Данный том, составляющий вместе с биографией поэта «Велимир Хлебников: Король Времени» (2005) и собранием его стихотворений и поэм «Сердце речаря» (2009) условную трилогию, включает избранные произведения Хлебникова, его так называемую малую прозу: рассказы, драмы, статьи, стихотворения в прозе, научные труды, воззвания, манифесты, декларации, полемические выступления, «Доски Судьбы», мысли и заметки (1904–1922), а также обстоятельные комментарии и хронологическую канву жизни и творчества великого «будетлянина» (то есть творца будущего), составленные Евгением Арензоном (1937–2022).
В издании воспроизводятся иллюстрации известного петербургского художника Артура Молева, выполненные специально для данного тома.