Так много потребностей борются за то, чтобы быть удовлетворенными. Потребность быть замеченным, быть принятым, признанным, нравиться, быть любимым, уважаемым, а может быть, и потребность, чтобы нас боялись; потребность быть привлекательным, умным, сильным; быть замеченным как хороший в чем-то или просто как хороший человек. Все эти потребности несут в себе тень страха. Нас преследует страх отвержения, страх неодобрения, неприязни, нелюбви; страх показаться непривлекательным, глупым, слабым или просто плохим. Или, что, возможно, хуже всего, страх быть невидимым, считаться недостойным какого-либо внимания.
До реализации вхождения в поток и отказа от личностного взгляда (sakkāyadiṭṭhi) эти желания и страхи всегда будут присутствовать в той или иной степени. Но благодаря практике Восьмеричного Пути привычка цепляться за физические и ментальные явления как за «я» и «мое» начинает ослабевать. Нам становится всё ближе и ближе глубокое чувство благополучия, которое приходит с внутренней ясностью и осознанностью. Одним из признаков прогресса на пути является растущее чувство прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе, а также ослабление нашего страстного желания получить одобрение от других.
Аджан Джаясаро
17.08.2024