- Здорово, приятель! Сколько лет, сколько зим! Как поживаешь?
- Да все нормально, как сам?
- Тоже ничего.
- Слушай, мы сто лет не виделись! Нет желания собраться нашей компанией, пообщаться, прошвырнуться по нашим старым злачным местам?
Кому из нас не случалось слышать или применять это словосочетание?
Что же это за «злачное место»?
Сегодня, зачастую, под ним подразумеваются места увеселений и праздного времяпрепровождения – рестораны, бары, дискотеки, всевозможные организованные и не очень мероприятия, подразумевающие употребление алкоголя и прочих, не всегда полезных для человеческого организма излишеств.
Но почему же эти места называю «злачными»?
Оказывается, это словосочетание может употребляться и в другом смысле, в котором оно и пришло в употребление из Псалтири – одной из книг Ветхого Завета.
Царь-пророк Давид, говоря о Боге, использует это выражение, но в несколько ином контексте, нежели чем мы привыкли его слышать:
Пс.22:2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
Со слов протоиерея Григория Разумовского в этом и следующих стихах псалма перечисляются различные блага, получаемые верующими и любящими Бога от Доброго Пастыря, под которым подразумевается Сам Господь наш Иисус Христос. Блага эти следующие: 1) тучная пажить, 2) чистая покойная вода, 3) обращение от заблуждения и возвращение на путь истины, 4) сохранение в опасных местах, 5) защита от врагов, 6) подкрепление в случае усталости духовной и вещественной трапезой, 7) врачевание недугов телесных и духовных и 8) всегдашняя помощь и безопасное убежище, или место покоя и вечного блаженства. Все эти блага Господь Бог, как всесильный, всещедрый и премудрый Пастырь, человеколюбно подает избранным Своим. А потому, сказав, что ничего, ни одного из Своих благ Господь не лишит меня, пророк начинает с первого из них и говорит: Он поселил меня не на сухом или каком-либо бесплодном месте, но на пажитях злачных, изобильных всякой растительностью, всякими здоровыми и питательными травами.
Оказывается «злачная пажить» – есть место богатое злаками, т.е. травой, где можно пасти скот и привольно, беззаботно жить за счет того, что не придется перемещаться в поисках новых пастбищ, как это происходит при увеличении поголовья и сокращении запасов корма. Но это еще не все. Под скотом (овцами) и пастухом (Пастырем) Давид понимает людей и Господа, который их пасет, т.е. заботится о них.
Более того, в толковании на этот стих прот. Григорий (Разумовский) говорит, что под тучною пажитью, отцы Церкви разумеют здесь не что иное, как святейшую Евхаристию, также – хлеб Слова Божия, или, что то же, учение от Божественного Писания и самое научение Божественной истине, потому что эта духовная пища есть единственное средство для подкрепления и сохранения духовной жизни человека.
Александр Павлович Лопухин, комментируя этот стих говорит, что и под водою покойною св. отцы разумеют а) воду крещения, как очищающую и снимающую с человека бремя греха и таким образом упокаивающую его, и б) вообще под «водою» разумеют здесь духовную благодать Божию, которая одна имеет силу погашать естественные, греховные похоти, гнездящиеся в сердце человека.
Таким образом, видим, что известное всем выражение имеет не только еще одно значение, но и более богатый, духовно-нравственный смысл, ведущий к каноническим догматам, являющимися основой христианства.
#библеизмы, #злачноеместо, #псалтирь, #христианство