Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Анимационная история": почему Россия - "третий Рим"

Под знаменем Святой Троицы… Русские сражались и шли вперед под белыми знаменами, под красными (чермными), под желто-черными, под трехцветными… Но самое важное шествие было под знаменем Святой Троицы. Причем, не в материальном, а в духовном смысле. Это движение началось тогда, когда была написана знаменитая икона «Троица», сразу же ставшая главным «знаменем» духовного пути Руси. Честь ее написания принадлежит Андрею Рублеву, о котором мало что известно, остались даже достоверно неустановленными точные даты его рождения и смерти. Однако то, что он сделал – это продолжение дела Сергия Радонежского. То, что тот сделал в духе, Андрей Рублев воплотил в красках, воплотивши в себе самом новый тип святости – святости художественной. С тех пор по настоящее время нет храма на Руси, где бы в том или ином виде не варьировался троичный мотив – мотив рублевской Троицы. Как главное напоминание, предупреждение и идеал русских – жить в любви и единении по примеру Пресвятой Троицы. И именно поэтому Русь,
Анимационная история
Анимационная история

Под знаменем Святой Троицы…

Русские сражались и шли вперед под белыми знаменами, под красными (чермными), под желто-черными, под трехцветными…

Но самое важное шествие было под знаменем Святой Троицы. Причем, не в материальном, а в духовном смысле. Это движение началось тогда, когда была написана знаменитая икона «Троица», сразу же ставшая главным «знаменем» духовного пути Руси.

Честь ее написания принадлежит Андрею Рублеву, о котором мало что известно, остались даже достоверно неустановленными точные даты его рождения и смерти.

Однако то, что он сделал – это продолжение дела Сергия Радонежского. То, что тот сделал в духе, Андрей Рублев воплотил в красках, воплотивши в себе самом новый тип святости – святости художественной. С тех пор по настоящее время нет храма на Руси, где бы в том или ином виде не варьировался троичный мотив – мотив рублевской Троицы. Как главное напоминание, предупреждение и идеал русских – жить в любви и единении по примеру Пресвятой Троицы.

И именно поэтому Русь, а следом и Россия вскоре осознают свое призвание – хранительницы православной веры на Земле. Эта идея постепенно будет проникать народное сознание, пока слова «русский» и «православный» не станут синонимами. (Увы – сейчас эти слова проделали обратную эволюцию - «рассинонимились» и опять стали словами с разным смыслом.)

В этой связи для духовной жизни России имеют значение три исторические даты, казалось бы, к ней имеющие к ней большей частью косвенное отношение (кроме второй):

1439 – заключение Флорентийской унии между православными и католиками.

1448 – провозглашение автокефалии Русской православной церкви.

1453 – падение Византийской империи.

Совсем плохо стало с Византией. Она доживает последние дни, и в последний попытке схватиться за соломинку, заключила унию с извечной соперницей – Католической церковью. Но русские не приняли ее. А вскоре Византия и погибла под ударами турок.

Вот и получилось, что русский народ стал единственным крупным народом, исповедующим православие, а Российская держава – единственным крупным государством, способным выступить на защиту православной веры.

Вскоре и сформируется и идеология этой защиты, как бы первое издание национальной русской идеи. Ее сформулировал безвестный псковский старец Филофей:

«Москва – третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

Первый Рим – это и есть собственно Рим, рухнувший под натиском варваров. Второй – это Константинополь, погибший под ударами турок, а третий – это Москва, или в более широком смысле Россия, которой и досталась почетная роль хранительницы и защитницы православия.

Но России еще нужно было окончательно освободиться от монголо-татарской зависимости.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь