8 июня 1909 года, в Риге была выпущена первая и самая массовая серийная модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода — модель типа "С". Автомобиль получил название от своего производителя "Руссо-Балт» С24/30". Это машина которая, через несколько лет будет известна не только в России. Её успехам будет рукоплескать во всём мире, а достижения этого авто оставят позади многих зарубежных конкурентов.
До начала своей автомобильной истории, акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод», занималось производством железнодорожных вагонов, трамваев и различной сельхозтехники.
В 1908 году по решению председателя правления на заводе создан автомобильный отдел под управлением директора Ивана Александровича Фрязиновского. На должность главного конструктора был приглашён 26-летний швейцарец Жульен Поттера (Julien Potterat), который к тому времени уже успел поработать в Бельгии на местном автомобильном концерне Fondu и спроектировал там шесть моделей. Автомобили Фондю стали прототипом первых моделей «Русско-Балтийского завода». Молодого иностранного конструктора привлекла более высокая зарплата и возможность проявить свободу инженерной мысли. Ещё одним сотрудником конструкторского отдела стал Дмитрий Бондарев.
Вот что писали рижские газеты тех дней: «Построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобиль на днях совершил пробную поездку, которая дала очень хорошие результаты. Этот автомобиль гоночной системы имеет 24 л. с. и будет участвовать в предстоящих автомобильных гонках Петербург — Рига. Это первый случай постройки автомобиля не только в Риге, но и в России»
Благодаря молодому конструктору автомобиль получился превосходным. Жюльен Поттера абсолютно не стеснялся применять на автомобилях конструкторские решения, которые он опробовал еще в Бельгии и модель С24/30 собирали из деталей иностранного и российского производства.
Трансмиссия автомобиля полностью была позаимствована у бельгийских Fondu, а по капотом стоял четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 4,5 л. Мощность агрегата составляла 30 л.с. Кстати, индекс модели «Руссо-Балт» С24/30 означал: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Позднее мощность агрегата увеличат до 40 л.с.
«Руссо-Балт» С24/30 получил механический ручной тормоз, французский карбюратор Zenith, трехступенчатую коробку передач. Вскоре Жюльен Поттера внесёт новшество в конструкцию автомобиля, коробку передач заменят на четырехступенчатую и установят карданную передачу, что будет передовым для того времени.
Колесная база автомобиля составляла 3160 мм, задний мост — симметричный. «Руссо-Балт» С24/30 мог разогнаться, до впечатляющих в то время 70 км/ч,
Также он считался очень надежной машиной с хорошей проходимостью. На шасси автомобилей модели "С" устанавливались кузова следующих типов: дубль-фаэтон, торпедо, лимузин, ландоле, а также специализированные двухместные спортивные варианты. Популярность автомобиля в Росси набирала обороты. Известными владельцами машин с кузовами ландоле стали поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф С. Ю. Витте, князь Б. Б. Голицын, промышленник Эдуард Нобель. Однако царь и петербургская элита предпочитали «Руссо-Балту» иностранные марки Rolls-Royce, Opel и Renault. Рижский завод выпустил всего около 500 автомобилей за 7 лет.
Но не смотря на это, благодаря правильному пониманию ситуации на автомобильном рынке и веяниям того времени, руководство компании было обязано отправлять свои автомобили, для участия в гонках и марафонах, что бы продемонстрировать лучшие качества своей техники.
И уже в 1909 году «Руссо-Балт» С24/30 отправился в свой первый автопробег по маршруту Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург, где одержал убедительную победу.
Русский экипаж закончил гонку девятым из пятидесяти восьми участников. Автомобиль смог без поломок добраться до финиша, при этом не заработав ни одного штрафного очка.
Ещё одно достижение на автомобиле марки «Руссо-Балт» состоялось сентябре 1910 года, автомобилем впервые был покорён вулкан Визувий.
Для участия в различных спортивных соревнованиях в 1911году была построена специальная версия автомобиля «Руссо-Балт» С24/55. Эта машина была оборудована пятилитровым мотором, мощностью 55 л.с. и поршнями из алюминиевого сплава. Максимальная скорость гоночной машины составила 130 км/ч.
В 1912 году на автомобиле «Руссо-Балт» А. П. Нагель вместе с штурманом В. А. Михайловым заняли 9 место в абсолютном зачёте ралли Монте -Карло. Автомобиль и экипаж был удостоен специального приза за наибольшую пройденную дистанцию. Состязания проходили по принципу «звёздного сбора» — участники преодолевали различные маршруты с финишем в одной точке. Им начислялись очки в том числе и за пройденную дистанцию, экипаж стартовал из Санкт-Петербурга и финишировал в Монако.
Несмотря на противостояние серьезных конкурентов, таких как, Renault, Peugeot, Mercedes, российский «Руссо-Балт» прибыла к финишу первой. Также автомобиль получил специальный приз за надежность, так как смог избежать серьезных поломок во время всего заезда. И получил первое место в номинации " самый надёжный автомобиль".
«Блестящие результаты, достигнутые автомобилями «Руссо-Балт» на пробегах и гонках по России, и победа над иностранной конкуренцией, ясно свидетельствуют о многих преимуществах русско-балтийских автомобилей, из которых главным является то, что они спроектированы для наших русских дорог, на них же испытаны — одним словом, выросли на родной почве», — рекламный проспект «Автомобили Русско-Балтийского завода» 1913 года.
Рекламные проспекты рассказывали о превосходстве русских автомобилей и «Руссо-Балт» стоил хороших денег.
Машина с кузовом «дубль-фаэтон» стоила 7800 руб. «Лимузин» оценивался еще дороже — 8400 руб. Машины «Руссо-Балт» были дороже импортных одноклассников примерно на 400–500 руб.
Зарубежный рынок для российского автомобиля был открыт благодаря своим спортивным достижениям. Автомобили "Руссо-Балт" были популярны и активно экспортировались за рубеж.
На все машины "Руссо-Балт" действовала гарантия сроком на шесть месяцев. Акционерное общество обещает бесплатно починить или заменить новыми «поломанные детали», если они вышли из строя не по вине водителя, а «вследствие недоброкачественного материала».
Во время первой мировой войны, в связи с обстановкой на фронте, завод эвакуировали по частям в Москву, Тверь и Петроград. Машины продолжали производить вплоть до 1918 года, За все время «Руссо-Балту» удалось более 1000 своих автомобилей.
После этого производство машин было свернуто, а на заводе начали выпуск самолетов.
Казалось бы история закончена..
Но вот чудо!!! Возрождение «Руссо-Балт"!!!!
В Италии на автомобильном фестивале на берегу озера Комо, состоялось чрезвычайно важное для российского автопрома событие – там прошла официальная презентация автомобиля возрожденной марки «Руссо-Балт» https://auto.mail.ru/article/17790-russo-balt-predstavil-svoe-novoe-kupe/.
История продолжается !?
Будем следить за новостями...
Понравилась статья, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал.
Благодарю за прочтение.