Итак, пока бывшие сподвижники и союзники Жана Бургундского (впрочем не только они, но и ближайшие родственники) отказывались от герцога один за другим, большой друг нашего канала, писатель, историк и переводчик Зои Лионидас расскажет нам, как французская карательная армия под предводительством Бернара Арманьяка продвигалась вперед.
Следующей на пути королевских войск должна была стать сильно укрепленная крепость Бапом, за которой лежала столица графства Артуа, Аррас. Но, как видно, ни король, ни его проницательный сын все же не собирались доводить дело до последней черты, хотя бы потому, что война обходилась весьма недешево, и для продолжения похода королевские подданные уже были обложены экстраординарной податью в 30 тыс. экю.
Принимая во внимание это обстоятельство, король с достаточной легкостью подписал очередную охранную грамоту для герцога Антуана – среднего из бургундских братьев, и графини Маргариты, позволяя им прибыть к себе в сопровождении свиты из 300 человек. На сей раз временной резиденцией для монарха и наследника стала Перонна, город, в те времена принадлежавший монархии.
Именно здесь их нашло бургундское посольство с собственноручным посланием от Жана Бесстрашного. В этом письме, велеречиво заверяя короля в своих верноподданнических чувствах, и готовности по первому приказу открыть перед ним ворота всех крепостей, а также после множества извинений за все, без сомнения, случайные проступки, навлекшие на него королевскую немилость. Бургундец наконец-то переходил к главному. В обмен на свое обещание соблюдать будущий мир с королем и его наследником, бургундец желал, чтобы монарх не вмешивался в разборки принцев, а также возвратил ему самому все, прежде утерянные, владения, права и привилегии, и наконец, позволил всем приверженцам кабошьенов, как мы помним, бежавших прочь из Парижа, вернуть себе утерянные должности, но если по каким-то причинам это будет невозможным, бывший временщик «великодушно» соглашался с вариантом, что новые обладатели этих самых должностей будут от них отставлены, а их место займут совершенно новые люди. В качестве вишенки на торте, он требовал удаления из Парижа арманьякских принцев.
Ну что же, дипломатия начиналась как всегда с прощупывания почвы, методом выдвижения максимальных требований (а вдруг повезет?) но если нет – чтобы имелась возможность для отступления. Со своей стороны королевский ответ был также недвусмысленен – герцогу Жану предлагалось распустить войска, прибыть в Париж самолично вместе с малой свитой, и положиться на суд и милость короля. Как и следовало ожидать, обе стороны сочли требования друг друга совершенно неприемлемыми, и поход продолжался. На пути королевской армии, как было уже сказано, встала крепость Бапом, ее капитан, вызванный для переговоров, был прямо предупрежден, что если город придется брать штурмом, его, вместе со всем гарнизоном, ждет позорная смерть.
Как видно, целиком осознав подобную перспективу, достойный военачальник выговорил себе перемирие, чтобы известить о том своего господина – герцога Бургундского, и получить соответствующие указания. Перемирие было утверждено, и гонец, вернувшись в срок, привез из Дижона категорический приказ – сдаться без сопротивления. Надо сказать, что король поступил с городом достаточно милостиво – приняв неизбежные дары, и приказав изобразить свой личный герб на стенах и воротах. Одновременно в Камбре переговоры с бургундскими послами продолжались, но по-прежнему не давали никаких результатов.
Осада Арраса, одной из мощнейших крепостей на востоке Франции, обещала затянуться, и чтобы несколько развлечь королевских солдат, изнывавших от скуки, решено было устроить поединок. В бою между собой должны были сойтись молодой Карл д’Артуа, граф Э, и Жан де Нефшатель, камергер Жана Бургундского. Самое забавное заключалось в том, что местом проведения будущего поединка должен был служить незаконченный подкоп под стены крепости. Графу Э следовало спуститься внутрь и далее с помощью оружия проложить себе выход, а де Нефшатель, более зрелый и опытный, должен был ему в том помешать. Призом для победителя служил бриллиант, стоимостью в 100 экю (немалая сумма по тем временам!) который побежденный за свои деньги должен был выкупить у королевского ювелира, и презентовать победителю.
Было также замечено, что граф Э, в отличие от противника, еще не имеет рыцарского звания, и потому, чтобы уравнять обоих в их положении, Жан де Нефшатель тут же, перед стенами крепости, посвятил будущего соперника в рыцари, после чего поединок благополучно состоялся. Победила молодость, граф Э благополучно проложил себе путь наружу, и сияя от гордости, получил должный приз, после чего осада продолжалась…
Ну а что случилось дальше, вы, дорогие читатели, узнаете в следующей части нашего "текстосериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гуляйте по свету и по истории вместе со мной. Те же, кто лишь недавно к нам присоединился, смогут найти начало рассказа, а также другие увлекательные истории о героях XV века, здесь: