Найти тему
Билет в СССР

Бандеровцу Ивану Гончаруку очень хотелось домой, а не оставаться на Колыме. Это была плохая идея. Для него

На Родину, в село Грудки на Волыни, Иван Гончарук приезжал часто. Без страха. Ну а чего бояться? Его темное прошлое, казалось, давно забыто. Хороший семьянин, отец и дед. Работяга, каких поискать. Всю жизнь в общепите.

В нем было не узнать человека, который во время войны в составе Украинской повстанческой армии принимал участие в карательных операциях против населения Советской Украины. Но однажды Гончарука все-таки узнали. Иван Савич Гончарук потерял бдительность.

Смертный приговор Гончаруку в 1989 году стал последним в череде столь громких процессов. Для Советского суда высшая мера наказания в годы перестройки - исключительный случай. Парадокс в том, что этого человека судили дважды.

Первый раз Иван Гончарук был досрочно освобожден по амнистии в 1956 году. А во второй раз, спустя 30 лет, приговорен к высшей мере наказания. В этом нашумевшем деле не все было так однозначно.

Первый раз правоохранительные органы вышли на след Ивана Гончарука в 1945 году.

Молодой человек, которому было всего 20, скрывался в волынских лесах в отряде Украинской и повстанческой армии. Сторонники Бандеры боролись тогда с Советской властью всеми доступными способами. И верили, что победа будет на их стороне. Они были уверены, что дождутся такого момента, когда Советская власть вдруг ослабнет. И тогда они поднимут восстание по всей стране и свергнут ненавистную им Советскую державу.

Гончарук вместе с двумя бандеровцами нашел себе пристанище на отдаленном хуторе возле села Кома. 21 декабря 1945 года на хутор нагрянул отряд чекистов. Ивана нашли на чердаке одного из домов. При задержании не оказал никакого сопротивления.

История Гончарука типична для сотен таких же молодых ребят, выросших в Западных районах Украины. Его родители, зажиточные крестьяне из села Грудки, никакой симпатии к Советской власти не испытывали. Иван родился в 1925 году не на Украине, а в Польше. Ненависть к Советской Украине была им впитана с молоком матери. Когда Иван окончил семь классов, умер отец.

Парень поступил учиться на курсы слесарей при железнодорожном депо. Но с началом войны был вынужден вернуться в родное село, помогать матери. Его старшего брата забрали в Красную Армию, и нужно было заботиться о младшей сестре. Семья оказалась на оккупированной территории.

Только в 1944 году Украину освободила Красная Армия. Гончарук подлежал призыву, но от военной службы сознательно уклонился. Большая часть мужского населения села Грудки пополнила ряды УПА (Украинской повстанческой армии). В разное время в леса ушли несколько десятков человек. Не только Гончарук.

Бандитским подпольем в Камень-Каширском районе руководил Иван Пивничук. Его псевдоним “Неслыханный”. Сторонники Бандеры ставили своей целью создание независимого Украинского государства. Члены УПА действовали против отрядов Красной Армии и советских партизан.

В отряде Иван Гончарук получил позывной “Лесной”. Он прошел двухнедельное обучение, получил экипировку: советскую шинель, сапоги, автомат и патроны. Боевое крещение бандеровец прошел возле села Хабарище. Тогда многие мелкие отряды УПА были разбиты силами НКВД. Гончаруку удалось спастись.

Позже в лесном лагере ему, как самому младшему, доверили решать бытовые вопросы. Непосредственно в боевых действиях с Красной Армией его отряд не участвовал. Они запугивали местное население в округе. А кого они считали неугодными, помимо сотрудников НКВД, так это коммунистов и всех, кто поддерживал Советскую власть. Граждан, которые сотрудничали с НКВД, и просто своих личных врагов. Обычных сельчан, которые им не угодили. Таких на Волыни было много.

Они убивали не только активистов, но и их жен и детей. Не говоря уже о тех, кого присылали из Москвы в качестве учителей, инженеров. Их просто уничтожали. После гибели своего предводителя Пивничука боевики сгруппировались вокруг Фадея Сбродовского по кличке Сбруч. В отряде было не больше 15 бандитов, которые занимались исключительно ликвидациями советских активистов.

Позже было доказано, что на их руках кровь сорока человек.

В 1946 году Иван Гончарук попал в засаду и был арестован. Во время следствия он говорил, что максимум, что он делал: стоял на шухере. Он ухитрился доказать, что в отряде не совершал кровавых преступлений. А доказательств иного не было.

В середине сороковых такие суды действительно проходили в ускоренном режиме. Поток обвиняемых был большим, и времени тщательно разбираться с каждым конкретным случаем не было. Тем более его считали мелкой сошкой. Гончарука осудили по следующим пунктам: Уклонение от службы в Красной Армии, участие в УПА и боях с отрядами НКВД, отбор у местного населения продуктов питания.

Подсудимого приговорили к 20 годам лишения свободы и пяти годам последующего поражения в правах. Внушительный срок. Но далеко не самый суровый. Отбывать наказание Гончарук был сослан на Колыму. В Севвостлаг. Он отсидел там 10 лет. А потом его освободили.

17 сентября 1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР Об амнистии советских граждан, которые сотрудничали с оккупантами в период войны. Некоторые называют эту амнистию хрущевской.

Иван Гончарук
Иван Гончарук

Молодой мужчина с непростым прошлым вышел на свободу. В это время Гончаруку было не так много лет. Всего 30. Никаких вопросов у Советской власти к нему нет. Наоборот, Гончаруку доверяют.

Показателен тот факт, что он сразу устраивается поваром в местную воинскую часть. Разве такое возможно, чтобы человек с реальной судимостью, в прошлом боец повстанческой армии, готовил обед и ужин для Советских солдат и офицеров. Это говорит только о том, что он не вызывал никаких подозрений у органов.

Гончарук нашел жилье в поселке Усть-Омчуг Магаданской области. Налаживается и личная жизнь. Он познакомился с девушкой. Галина Проценко работала швеей. По национальности украинка, что важно для Ивана. Она не была ссыльной, а добровольно приехала из Сумщины. Они поженились. В семье родилось двое детей.

Иван Гончарук с женой Галиной
Иван Гончарук с женой Галиной

Годы шли. Ему казалось, что его преступления забыты. Дела шли в гору. Налицо серьезный карьерный рост: от простого повара к старшему. И вот он уже заведующий столовой на 169-м километре Колымской трассы.

Иван окончил курсы повышения квалификации, прилично зарабатывал. Не каждая семья могла позволить себе ежегодный отдых на море. А Гончаруки могли: ну, тянуло их на Родину.

Отдых на море
Отдых на море

Жена тоже мечтала вернуться к родным, на Украину. В одном из писем к родителям Галина попросила родителей подыскать для них домик в Харьковской области. Многие освободившиеся бандеровцы, опасаясь возмездия, оставались на Колыме, не возвращались на Украину. Но Гончарук не из их числа. Он не чувствовал за собой никакой вины.

Поиск бывших коллаборантов, которые запятнали себя сотрудничеством с немцами, или националистов, саботировавших Советскую власть, шел постоянно. На каждого фигуранта заводилась специальная карточка. В нее записывались все эпизоды, в которых он мог принимать участие со слов свидетелей или потерпевших.

Таким образом, и в 60-е, даже 70-е годы раскрывалось много преступлений. В постоянном розыске были люди, которые совершали убийства мирных жителей, члены диверсионных отрядов и полицаи. На Ивана Гончарука, члена отряда УПА, тоже имелась своя карточка. Но она лежала в одном из отделений КГБ. До поры до времени.

Гончарук - счастливый муж, отец, дед благополучно проживал в симпатичном домике в селе Комсомольское Харьковской области. Он вышел на пенсию, воспитывал внуков. До середины 80-х годов все шло гладко. Он часто ездил к сестре, встречался с родными.

Но однажды на улице родного села Гончарука узнал один из тех людей, семья которого пострадала от рук бандеровца. Человека звали Николай Найдич. В октябре 1986 года он написал заявление в прокуратуру Волынской области. Николай Найдич сказал, что Гончарук - это тот человек, который избил его мать, и после его побоев она умерла.

После этого началось следствие. Дело было поручено следственному отделу Управления КГБ по Волынской области. Были подняты все дела осужденных членов ОУН и УПА, документы о борьбе с националистическим подпольем в Камень-Каширском районе. Было допрошено 150 жителей Волынской области. Сбор материалов длился около года.

Летом 1987 года начался суд над Иваном Гончаруком в Камень-Каширском. Об этом процессе много писали. И не только потому, что в СССР был взят курс на гласность.

На тот момент на этих территориях Украины уже не преследовали за “бандеровщину”. И эти организации снова начали “поднимать головы”.

Судебный процесс над Гончаруком строился с точки зрения того, чтобы нанести удар по этим настроениям.

В сентябре был вынесен обвинительный приговор. Гончарука приговорили к высшей мере наказания. И этот приговор вызвал много споров: за что с пожилым человеком обошлись так сурово. Тем более он уже отсидел свое.

Семья Ивана Гончарука
Семья Ивана Гончарука

Однако это был не политзаказ из Москвы. Происходило все на Украине украинскими судьями. Только что в соседней Беларуссии отгремел процесс над Григорием Васюрой, карателем, который руководил уничтожением Хатыни. Казалось, что нужно было доказать, что и Украинцы не хуже, и от наказания не уйдет никто.

Только если сравнить с Васюрой, у того на счету были преступления страшнее. И уничтожал людей лично не десятками, а сотнями. На первый взгляд, у Васюры куда большая событиями судьба, чем у Гончарука. Что же конкретно инкриминировали Гончаруку?

Доказанных эпизодов было несколько: Смерть Ксении Найдич в 1944 году в селе Кома. Нашлись свидетели, которые говорили, что он был не только помощником, но и исполнителем смертельных приговоров.

Еще один эпизод касался Юрия и Гарпины Туркацов. Юрий тоже работал на НКВД. Вместе с женой они помогали чекистам выходить на след националистов, за что и были приговорены к смерти. Но раненому Юрию удалось уйти, а жена погибла от пуль. Среди убийц был и Гончарук.

Вина Гончарука была доказана еще в одном эпизоде. Антон Шептур был убит в селе Осовцы. Он служил в советской милиции, ловил украинских националистов, за что и поплатился жизнью. Опознала Гончарука дочь Шептура Анна. Когда отца убили, ей было 10 лет.

Григорий и Домна Решетовские, которые сотрудничали с НКВД, тоже были убиты бандой. 11 апреля 1945 года в селе Грудки боевики, в числе которых был и Гончарук, выволокли из дома мужа и жену вместе с их внуком. Мальчика отпустили, а взрослых расстреляли.

Адвокаты Гончарука утверждали, что их подзащитный вину свою искупил. Но судили-то его не за те преступления, за которые он был приговорен, а за новые, только открывшиеся. Вину Гончарук признал лишь частично. Он писал жалобы, но везде получал отказ.

-6

Казнили его в 1989 году. Историки уверены, что он погубил больше людей. Хотя отыскалось три преступления, где он был точно виновен. Остальные остались на его совести, которой у него не было. Еще в Нюрнберге прозвучало и стало официальным: Преступлениям против человечества нет сроков давности.

Но в современной Украине думают иначе. В 2021 году Национальная комиссия по реабилитации жертв политических репрессий Украины рассмотрело дело Гончарука. Он был реабилитирован с почестями. Факты и участие Гончарука в убийстве своих же сограждан при этом никак не упоминались.

Для современной Украины он теперь жертва советского произвола.

Хотя 1989 год был фактически предпоследним годом перестройки. Националисты на Украине в это время уже вовсю поднимали головы. И тем не менее, приговорило последнего бандеровца СССР к смерти именно Украинское правосудие.

Видимо, доказательства действительно были весомыми. Ну а громкие лозунги к делу не пришьешь. Факты - вещь упрямая. А у преступлений против человечества срока давности нет.

-7

Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Желаю мирного неба над головой. Всем, всем здорового долголетия. С уважением к вам.