Разработан советским авиаконструктором Юрием Яковлевым на предприятии «Аэропракт», которое базируется в Киеве. Проектирование началось в 1990 году. Первый пробный полет самолет совершил 21 октября 1996 года, а в массовое производство поступил в 1999 году.
Характеристики
Размах крыла — 9,55 м.
Длина — 6,23 м.
Высота — 2,4 м.
Площадь крыла — 12,62 м².
Максимальная скорость — 220 км/ч
Крейсерская скорость — 160 км/ч.
Максимальная дальность полета — 1100 км (в варианте камикадзе до 1200 км).
Максимальная продолжительность полета (90 л топлива) — около 4 часов 30 минут.
Мощность двигателя — в комплект входит двигатель Rotax 912UL на 80 лошадиных сил либо Rotax 912ULS на 100 лошадиных сил или может быть установлен двигатель Jabiru 2200 мощностью 85 лошадиных сил.
Скороподъемность — 5 м/с.
Разбег при взлете и посадке — 90 м.
Максимальный взлетный вес — 450 кг.
Вес пустого самолета — 260 кг.
Модификации А-22:
А-22L — более легкий вариант;
А-22L2 — самолет переработан для расчетного взлетного веса 472,5 кг;
А-22LS — рассчитан на взлетный вес 600–650 кг.
Украинские инженеры делают на базе указанного самолета беспилотники Aerosor Nynja, устанавливая автономную и дистанционную системы навигации и управления. Агентство Forbes утверждает, что переделанный из спортивного самолета украинский дрон обычно оснащается ФАБ-100 или иным боеприпасом. Причем крепится он к днищу, что позволяет БПЛА после сброса взрывчатки вернуться обратно. Автономная навигация в течение потенциально шестичасовой миссии, вероятно, осуществляется с помощью GPS, однако есть и видеокамера, которая может помочь удаленному оператору, подключенному к дрону через спутник, направить его к цели в последние секунды полета.
Для уменьшения радиозаметности украинцы покрывают его специальной плёнкой. Не высокая температура двигателя затрудняет его обнаружение в ИК-диапазоне.
Цена
Цены на подержаные самолёты варируются от $50000 до $95000.
Применение
Использовался для удара по ОЭЗ «Алабуга» 02.04.2024
Был сбит 23.05.2024 в Елабужском районе Татарстана, обломки упали в безлюдной местности.
21.08.2024 пытались атаковать аэродром «Оленья» в Мурманской области.
11.09.2024 дежурными силами противовоздушной обороны ВС РФ в небе над Мурманской областью были перехвачены и сбиты три украинских беспилотных летательных аппарата, созданных на базе легкомоторного самолета «Аэропракт А-22» («Летучая лисица»). В регионе была объявлена воздушная тревога, аэропорты Мурманска и Апатитов приостановили свою работу.
Согласно российским СМИ 06.11.2024 года российская система ПВО уничтожила БПЛА А-22 "Летучая лисица" над Каспийском в Дагестане. Однако, согласно издательству Forbes (https://www.forbes.com/sites/davidaxe/2024/11/06/a-ukrainian-drone-motored-700-miles-and-blasted-three-russian-warships-in-one-blow/?ss=aerospace-defense) были повреждены 3 боевых корабля. В конце августа 2024 года аналогичный самолет-дрон атаковал Кировскую область, летя непосредственно над водой в руслах рек.
15.12.2024 в Грозном произошло нападение на здание ОМОНа, организованное украинскими силами с использованием переоборудованных спортивных самолётов А-22 в качестве БПЛА-камикадзе. (https://avia.pro/news/ataka-ukrainy-na-groznyy-nazvan-tip-bpla-kamikadze)
Используются как бомбардировщики (в беспилотном варианте). Сбрасывают 250 кг авиабомбы и более легкие боеприпасы, такие как ОФАБ-100-120. Для поиска объектов на наводку прицела на таких самолетах используется оптикоэлектронная станция с дневным и ночным каналом наблюдения. Предположительно, одним из операторов таких самолётов является 14-й полк Сил беспилотных систем ВСУ. (27.02.2025 Беспилотный самолет разбомбил россиян на передовой https://mil.in.ua/uk/news/bezpilotnyj-litak-rozbombyv-rosiyan-na-peredovij-video/)
Использовались для удара по заводу "Оптиковолоконные системы" в Саранске 05.04.2025. Инцидент произошёл в 9:45 по местному времени, когда дрон, летевший на высоте всего 15 метров, врезался в здание завода. Хотя взрыва не произошло, сам факт столкновения беспилотника с объектом вызвал пожар, который пришлось локализовывать экстренным службам. (https://avia.pro/news/ukrainskiy-dron-letuchaya-lisica-atakoval-zavod-v-saranske)
Дополнительная информация
В ночь на 6 апреля 2024 года ракетный удар был нанесен по территории аэродрома предприятия «Аэропракт», расположенного в Киевской области, специализирующегося на разработке и производстве ультралегких летательных аппаратов. По доступной информации, взлетно-посадочная полоса данного аэродрома использовалась для запуска ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в направлении тыловых объектов на территории Российской Федерации. Кроме того, аэродром служил базой для интенсивной подготовки операторов БЛА. В результате нанесенного удара на территории аэродрома произошло масштабное возгорание, сопровождавшееся серией вторичных взрывов, указывающих на наличие боеприпасов или взрывоопасных материалов на месте. (06.04.2024 По аэродрому предприятия «Аэропракт» нанесён ракетный удар https://avia.pro/news/po-aerodromu-predpriyatiya-aeroprakt-nanesyon-raketnyy-udar)
Наличие
Всего изготовлено 601 самолетов моделей А-22/22L/22L2 и 399 самолетов модели A-22LS. Самолет A-22 реализуется в готовой заводской сборке либо в виде комплекта из 152 деталей, который можно собрать примерно за 500 человеко-часов.
Дополнительные ссылки
1. 25.12.2024 "Незаметен на радарах": украинские инженеры превратили легкий самолет в ударный БПЛА https://focus.ua/voennye-novosti/685465-inzhenery-ukrainy-sdelali-iz-legkogo-samoleta-udarnyy-bpla-detali
Перейти к оглавлению Справочника по БПЛА, используемых вооружёнными силами Украины
(подготовил Фролов И.В., к.т.н.)