Найти тему

Межконтинентальный военно-авиационный бартер: Индия и Бразилия могут обменяться самолетами

Реактивный боевой самолет HAL Tejas. Фото: ВВС Индии
Реактивный боевой самолет HAL Tejas. Фото: ВВС Индии

Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 14 сентября 2024 г. - Бразилия и Индия ведут переговоры о бартере на производимые ими самолеты. Бразилия передаст азиатскому партнеру самолеты C-390 Millennium, а взамен получит легкие боевые самолеты Tejas.

Идея интересна по нескольким причинам. Экспорт в Бразилию стал бы первым экспортным успехом для Tejas, который до сих пор, помимо крупного внутреннего заказа (40 самолетов версии Mk1 плюс почти 200 самолетов версии Mk1A), не встречал интереса со стороны третьих стран. И это несмотря на множество передовых технических решений, реализованных на этой платформе, и очень хорошее соотношение цены и качества. Контракт для Бразилии, например, на несколько десятков или более сотни самолетов, мог бы дать большой опыт эксплуатации и стать стимулом для увеличения темпов производства Tejas.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!

Tejas может оказаться очень ценной машиной для бразильских ВВС. В настоящее время они располагают шестью из 36 заказанных и произведенных на месте многоцелевых самолетов Gripen E. Однако в ближайшие годы необходимо заменить бразильские ударные истребители F-5 Tiger II и AMX, которых на вооружении остается почти сотня.

Заказ на Gripen E, конечно, может быть увеличен, и в этой связи говорят о 72 дополнительных единицах. Однако их производство относительно дорого и продвигается медленно. Несмотря на многолетние обязательства по программе, Бразилия имеет на вооружении всего несколько таких самолетов.

В этой ситуации Tejas мог бы стать дешевым и быстрым дополнением к флоту Gripen. Его не пришлось бы оплачивать из бразильского бюджета, а за счет поставок продукции собственной промышленности. А такое решение всегда выходит дешевле и косвенно является заказом собственной промышленности. Представляется, что Tejas будет хорошо служить в бразильских условиях из-за схожих климатических условий, а также отсутствия технически развитых противников на континенте. Самым опасным противником, с которым он может столкнуться, может быть венесуэльский Су-30 в версии MKK или аргентинский F-16 старой версии.

C-390 Millennium бразильской компании Embraer. Фото: Embraer
C-390 Millennium бразильской компании Embraer. Фото: Embraer

Ситуация с бразильским C-390 Millennium отчасти похожа на ситуацию с программой Tejas. Хотя машина получила ряд зарубежных заказов - от Нидерландов, Австрии, Венгрии, Чехии, Португалии и Республики Корея, а также заказ от собственной страны, то есть от Бразилии. Однако, за исключением последнего (19 машин), экспортные заказы до сих пор были невелики и составляли всего несколько самолетов на одного заказчика. Бартерный контракт с Индией, потенциально на дюжину или даже несколько десятков машин, мог бы обеспечить широкое внедрение этой разработки и достижение желаемой экономии за счет масштаба.

С другой стороны, для Индии C-390 станет выгодным приобретением, лидирующим на рынке средним транспортным самолетом, который выведет ее стратегический потенциал проецирования сил на новый уровень.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!