В начале 2025 года в Москве в галерее ARTMAISON откроется уникальная мультимедийная выставка «Семь грехов и семь добродетелей».
В преддверии запуска проекта, о котором впоследствии будет снят фильм на канале «Культура», мы знакомим вас с грехами и добродетелями на полотнах известных художников.
В этом материале мы продолжим тему целомудрия, которую уже затронули в предыдущей публикации
Жорж Санд, «Дама и единорог»
«À Mon Seul Désir» — это один из самых загадочных и элегантных девизов, часто связанных с куртуазной любовью, популярной среди дворянства в эпоху рыцарства. В переводе с французского он может означать «по моему единственному желанию», «только по моему желанию» или «по одной моей воле». Этот девиз, намеренно оставленный неясным, позволяет множество интерпретаций от намека на исключительно духовную связь до выражения страстного стремления.
В контексте знаменитых гобеленов «Дама с единорогом» фраза «À Mon Seul Désir» может быть воспринята как отражение глубоких, почти мистических переживаний, связанных с любовью, которая выходит за рамки простого физического влечения. Некоторые интерпретации говорят о том, что это стремление к духовной чистоте и красоте души, другие видят в этом желание успокоить страсть или даже отказ от земных удовольствий ради высших идеалов.
Этот девиз, нанесенный на гобелен, является финальной частью цикла и символизирует некое завершение или трансцендентный опыт, в котором все страсти и желания сливаются в нечто единое, подчиненное единственной воле и стремлению к идеалу.
«Мистический захват единорога»
Панно «Мистический захват единорога» (The Mystic Capture of the Unicorn) является частью знаменитой серии шпалер под названием «Охота на единорога» (The Hunt of the Unicorn). Эти гобелены были созданы в Южных Нидерландах (современная Бельгия) между 1495 и 1505 годами. Конкретный автор, как и у многих произведений того времени, не известен, так как шпалеры создавались в мастерских коллективно, по эскизам различных художников. К слову, эти гобелены сегодня находятся в коллекции The Met Cloisters в Нью-Йорке.
Теперь рассмотрим картину подробнее.
Панно «Мистический захват единорога» состоит всего из двух фрагментов, но изначально задумывалось с изображением молодой девушки, укрощающей единорога. Однако она не та женщина в красном платье, что видна на сохранившейся части. Когда-то на панно присутствовала еще одна женщина — возможно, центральная фигура сцены.
На другом фрагменте, известном как «Единорог в плену», единорог заперт в саду, словно он был пойман и удерживается там по воле девушки. Это панно полно символизма. Один из вариантов интерпретации видит в единороге символ Христа, а приручающая его девушка – отсылка к Деве Марии.
Охота на единорога в этом контексте становится метафорой распятия, а его рог, которому в Средние века приписывали целебные свойства, усиливает эти параллели.
Второе толкование связано с куртуазной любовью. Единорог здесь символизирует счастливого мужа, укрощенного любовью девушки. В этом смысле сад, в который он заточен, является аллегорией верности, известной как hortus conclusus. Цепь, которая удерживает единорога, называется chaîne d'amour («цепь любви») и часто фигурирует в куртуазных любовных стихах той эпохи.
Доссо Досси, «Дева и единорог, олицетворяющие целомудрие»
«Дева и единорог, олицетворяющие целомудрие» — это произведение, принадлежащее кругу художников Доссо Досси, мастера эпохи Ренессанса.
В этой загадочной картине, символизирующей целомудрие, молодая дева изображена рядом с единорогом — древним символом чистоты и невинности.
Единорог, преклонив голову у её ног, олицетворяет идею, что лишь дева способна укротить это мистическое существо. В Средние века единорог был символом духовной чистоты, а сцена, где он приближается к девушке, подчеркивала её непорочность.
Единорог (фрагмент)
В Бестиарии Нортумберленда, созданном около 1250–1260 гг. в Англии, изображение единорога раскрывает не только его физическую силу, но и его мистическую уязвимость перед чистотой.
Рисунок, выполненный пером и тушью на пергаменте, изображает это мифическое существо, которое считается неуловимым и свирепым, ведь его невозможно поймать ни силой, ни хитростью. В древних легендах единорог был заклятым врагом слона, протыкающим его рогом, и скорость делала его почти неуловимым.
Однако перед девой, символом Девы Марии, единорог становится кротким, словно прирученным. Во многих бестиариях его притягивает невинность девы, он стремительно бросается к ней и усаживается у её ног.
В некоторых версиях легенды единорог, привлечённый чистотой, даже сосет грудь девственницы, погружаясь в сон. Именно в этот момент охотники, притаившиеся поблизости, ловят его и преподносят королю.
Эта сцена символизирует триумф чистоты и невинности над диким и необузданным. Единорог, который никому не подчиняется, становится пленником перед девой, напоминая о духовной силе, которая способна укротить даже самое дикое сердце.