Мы живём на девятом этаже и ежемесячно оплачиваем капитальный ремонт. Однако управляющая компания на несколько месяцев отключила лифт, объяснив это необходимостью провести диагностику и заменить тросы. На вопрос о том, почему эти работы не были выполнены раньше, УК ответила, что не было финансирования.
Правомерно ли отключение лифта на такой длительный срок без предварительного уведомления? И куда можно обратиться с жалобой?
Управляющая компания может остановить работу лифта для замены тяговых ремней. Это сложный ремонт, который выполняется специализированными организациями по отдельным договорам. Для его проведения требуются дополнительные финансовые средства.
Управляющая компания должна была заранее обсудить проведение капитального ремонта на собрании собственников. Кроме того, она обязана была предупредить жильцов о том, на какой срок будет отключён лифт. Если управляющая компания не выполнила свои обязательства, вы имеете право обратиться в Государственную жилищную инспекцию или суд.
Обязанности УК перед собственниками
Владельцы квартир в многоквартирных домах платят управляющей компании (УК) за содержание и ремонт общего имущества. УК несёт ответственность перед жильцами согласно закону о защите прав потребителей и условиям договора.
Если коммунальщики не оказали услуги или оказали их некачественно, они обязаны:
* возместить стоимость услуг;
* выплатить неустойку;
* заплатить штраф, если откажутся выполнить требование до суда;
* компенсировать моральный вред.
УК имеет право отключить лифт для замены повреждённых или устаревших узлов и механизмов. Однако коммунальщикам придётся доказать, что до капитального ремонта они своевременно и надлежащим образом обслуживали лифт.
Не реже одного раза в год УК должна приглашать специальную организацию для проверки технического состояния оборудования. После экспертизы специалисты испытательной лаборатории составляют акт и делают отметки в паспорте лифта. Если они обнаруживают дефекты, то фиксируют необходимость ремонта и невозможность использования лифта до его завершения. Акт экспертов будет служить доказательством того, что УК следила за оборудованием.
Конечно, лифт может сломаться даже при своевременном обслуживании и ремонте со стороны коммунальщиков. В такой ситуации УК обязана устранить неполадку в течение суток. В противном случае ей придётся обосновать необходимость дорогостоящего капитального ремонта.
Кто принимает решение о ремонте
Фонд капитального ремонта общего имущества формируется из взносов жильцов. Как потратить эти средства, решают собственники на общем собрании. Если денег не хватает, владельцы квартир могут договориться и собрать дополнительную сумму.
Управляющая компания должна была организовать собрание собственников и предложить жильцам провести капитальный ремонт. Затем необходимо было разместить объявления со сроками, на которые лифт будет выведен из эксплуатации.
Если жильцам не предлагали провести собрание, а лифт остановили и управляющая компания не предпринимает никаких действий, это явное нарушение. В таком случае жильцы имеют право восстановить свои права.
Как и куда жаловаться
Если у вас возникли проблемы с лифтом, вы можете обратиться в управляющую компанию (УК) или прокуратуру. Также можно написать обращение к районным депутатам или руководству муниципалитета. В любом случае, ваша жалоба будет передана в отделение Государственной жилищной инспекции (ГЖИ). Поэтому вы можете обратиться напрямую туда.
В каждом регионе есть своё отделение ГЖИ, которое принимает обращения. Инспекторы проверят, выполняла ли УК работы по содержанию оборудования лифта, было ли отключение законным и правильно ли начисляется плата за услугу жильцам.
Вы можете подать жалобу в ГЖИ лично, посетив отделение инспекции, или через электронную приёмную на сайте инспекции или региональный портал госуслуг.
После проверки инспекторы составят акт о найденных нарушениях. УК будет выдано предписание об устранении нарушений и пересчёте платы за неоказанную услугу. ГЖИ проконтролирует исполнение предписания и проведёт повторную проверку.
Если коммунальщики не будут выполнять предписание, инспекторы могут подать иск и привлечь их к административной ответственности. Штраф для УК может составлять от 10 000 до 20 000 ₽.
Вы также можете самостоятельно обратиться в суд, чтобы получить компенсацию морального вреда и взыскать потребительский штраф.
Как засудить коммунальщиков
Если управляющая компания (УК) не выполняет свои обязательства по содержанию и ремонту лифта, вы можете обратиться в городской или районный суд.
Суд рассмотрит ваше дело и примет решение. Если УК докажет, что она содержала лифт в исправном состоянии, проводила регулярные проверки и ремонт, то суд может не обязать её ремонтировать оборудование.
Однако даже в этом случае УК не должна брать плату с жильцов за обслуживание лифта в период его простоя. Если же УК не выполнила хотя бы одно из требований по содержанию и ремонту оборудования, суд обяжет её отремонтировать лифт, проверить его работоспособность и запустить его. Также суд может пересчитать плату за услуги в период простоя.
Суд может решить, что УК должна выплачивать неустойку с момента вступления решения в силу до его исполнения. Сумму выплаты рассчитает суд.
Госпошлину и судебные расходы возьмёт на себя проигравшая сторона.
Отключение лифта связано с неудобствами для жильцов, поэтому иногда есть смысл заявить требование о компенсации морального вреда. Особенно если есть маленькие дети, инвалидность или истец на пенсии.
Например, семья пенсионеров из Ленска четыре месяца поднималась на девятый этаж пешком, так как УК не спешила чинить лифт. Сотрудники УК говорили, что нет запчастей и квалифицированных электриков, а также обвиняли жильцов в небрежном отношении к оборудованию.
Суд встал на сторону собственников и присудил им компенсацию морального вреда. Коммунальщики пытались обжаловать решение, но не смогли.
Ещё один пример из судебной практики: пенсионерка из Самары жаловалась в Государственную жилищную инспекцию на то, что в её доме постоянно не работает лифт. Женщина живёт на шестом этаже, у неё гипертония, сахарный диабет и ушиб левой половины таза.
После того как лифт не работал почти месяц, она обратилась в суд. Плату за услугу ей вернули, но женщина захотела получить компенсацию морального вреда — 100 000 ₽.
Суд удовлетворил требование истицы, но снизил компенсацию до 2000 ₽.
Что в итоге
Если управляющая компания объявила об отключении лифта только сейчас, это явное нарушение. В таком случае вы можете привлечь коммунальщиков к ответственности в соответствии с условиями договора и законом о защите прав потребителей.
Вы также можете обратиться в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Инспекторы проконтролируют, чтобы лифт возобновил работу как можно скорее, и потребуют вернуть деньги за услуги, которые вы не смогли получить из-за простоя лифта.
Кроме того, вы можете самостоятельно подать в суд на управляющую компанию. В этом случае к требованиям о восстановлении работы лифта вы можете добавить компенсацию неустойки, потребительского штрафа и морального вреда.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!