Введение.
«Википедия» даёт следующее определение каббалы:
«Каббала (ивр. קַבָּלָה — «получение, принятие; предание») — религиозно-мистическое, оккультное и эзотерическое течение в талмудическом иудаизме, <…> связанное с осмыслением Творца и творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования».
Каббала лежит в основе многих направлений западной магии и эзотерических традиций и успешно применяется искателями мудрости по всему миру.
К сожалению, в некоторых кругах встречается мнение, что каббала — это некая «тёмная наука», которую «теневое правительство» использует для промывки мозгов человечества. А потому к упоминаниям этой древней традиции порой относятся к опаской: не заманивают ли меня в хитроумную дьявольскую ловушку?
Что ж, сегодня я здесь в том числе и для того, чтобы развеять этот миф. Да, не всегда эзотерическое знание оказывается в руках достойных людей: порой в изучение той же самой каббалы (как и других магических систем) человек идёт вовсе не с благими намерениями. Однако должны ли мы клеймить самое учение «плохим» из-за круга сомнительных последователей? Или всё-таки стоит разобраться с вопросом без предрассудков и не отбрасывать в потенциале ценное знание только потому, что какой-то конспиролог повесил на него ярлык «чёрной магии»?
Цели каббалы.
Джон Боннер в своей работе «Каббала: магическое руководство для начинающих» даёт следующее определение каббалы:
«Каббала — это метафизическая философия или, скорее теософия, ставящая своей целью ответить на ряд основополагающих вопросов о природе Бога, сотворенного им мира и места человека в божественном замысле».
В этом определении уже содержится и цель этого учения: познание природы Бога, мира и человека. (Ни слова о манипуляции другими людьми посредством «чёрной магии», прошу заметить!)
Каббалист, прежде всего, стремится к познанию природы бытия и преобразованию своей души через этот акт. Каббала — это не просто свод теоретических знаний, но «практическое руководство», при помощи которого искатель «взбирается» по уровням реальности вплоть до опыта видения Бога — изначальной «субстанции», из которой уже далее эманирует всё прочее.
Как замечает Джон Боннер, «В основе каббалистического учения лежит теория последовательной эманации мироздания и перехода его из состояния непроявленности до плотного проявления в физическом мире. <…> Творец в каббале мыслится не просто как зодчий или мастеровой, формирующий проявленную вселенную из некоего предсущего материала, но как вездесущая и всемогущая сущность, творящая мир из собственной Своей субстанции в акте божественной воли. Таким образом, все сущее — и материя, и дух — по определению представляет собой часть “Божьего тела”».
Задача каббалиста, таким образом, — это, можно сказать, пройти тот «путь», который проделал Бог, эманируя вплоть до проявленного уровня реальности, в обратном порядке. То есть, «взойти» от материального мира сквозь различные уровни эманации Бога до некой изначальной точки, откуда это движение материализации Бога началось.
Древо Сефирот.
Центральным символом каббалы является так называемое Древо Сефирот, которое и представляет собой этакую «лестницу Иакова», по которой практик совершает своё восхождение к божественным уровням реальности.
10 сефирот.
Древо Сефирот состоит из десяти «сфер» или «сефир», каждая из которых представляет собой, метафорически говоря, «сосуд» или «линзу», проходя через которую Свет изначального Бога приобретает определённые свойства. Чтобы «дойти» до уровня материальной проявленности, Свет Бога должен пройти череду «преобразований», которую и обеспечивают сефиры, постепенно «уплотняя» изначальную божественную субстанцию.
Каббалист начинает своё путешествие к познанию изначальной божественной реальности в 10-ой сефире материального мира Малкут. Его задача — постепенно взойти от Малкут к сефире Кетер — первой, «коронной» сефире, откуда эманирует всё сущее.
22 пути.
Между 10-ю сефирами на Древе Сефирот пролегают 22 «пути», соединяющие сефиры между собой. В магической традиции эти пути связывают с 22-умя буквами иврита и Старшими арканами таро. Именно по этим «дорогам» практик может совершать своё путешествие между сефирами, попутно усваивая специфические уроки каждого пути.
Сефиры и пути между ними в традиции часто объединяются в так называемые «32 пути мудрости».
3 столпа.
Примечательным структурным элементом Древа Сефирот также являются три столпа, на которых располагаются 10 сефир:
Столп Суровости — «негативный», «женский», сдерживающий полюс Древа, на котором располагаются сефиры Бина (3), Гебура (5) и Ход (8).
Столп Милосердия — «позитивный», «мужской», излучающий полюс Древа, на котором располагаются сефиры Хокма (2), Хесед (4) и Нецах (7).
А также Срединный столп, который служит своеобразной осью равновесия и синтеза сил двух названных столпов. На Срединном столпе располагаются сефиры Кетер (1), Тиферет (6), Йесод (9) и Малкут (10).
Важной задачей в работе каббалиста является уравновешивание полярных сил Древа и приведения всей этой конструкции внутри своего сознания к оптимальному балансу.
4 завесы.
На Древе также принято располагать 4 «завесы», границы, которые адепту необходимо преодолеть на своём пути восхождения к божественному:
1) Завеса профанов, расположенная между 10 сефирой Малкут и 9 сефирой Йесод. Профанов иначе можно назвать «непосвящёнными». Эта преграда отделяет людей, которые способны воспринимать явления чисто материального характера, от более «тонких» сфер бытия. Человек преодолевает завесу профанов, когда впервые осознаёт, что он есть нечто большее, чем это физическое тело и его телодвижения в пространстве. Через снятую завесу профанов в сознание человека начинают протекать потоки так называемых «эфирных» и «астральных» энергий.
2) Завеса Парокет, отделяющая сефиру Тиферет (6) от всех нижележащих сефир. Можно сказать, здесь пролегает раздел между эго человека, его «смертным», преходящим «я», и Индивидуальной душой, принципом «богочеловека». Сефиру Тиферет можно отождествить с уровнем Христо-сознания, «сына божьего», воплощённого в 3D-теле.
3) Бездна, великий раздел между тремя «горними» сефирами Духа (Кетер, Хокма, Бина) и всем, что пролегает ниже. Испытание Бездной видится, как одно из самых суровых на пути восхождения по Древу Сефирот. Предполагается, что человек должен быть достаточно очищен для того, чтобы войти в Бездну и не «сойти с ума». Награда этого сурового испытания, однако, высока: единение с Духом и преодоление сепарации между человеком и Богом.
4) В своей работе Джон Боннер также упоминает редко встречающуюся у других авторов «Завесу присутствия Всевышнего», закрывающую Кетер, верхнюю сефиру Древа, даже от Хокмы и Бины. Сказать о ней можно мало чего, как и о самой Кетер, поскольку эти уровни космической структуры Древа уже довольно сложны для адекватного восприятия рассудком. Зачастую мы можем говорить о них через такие термины, как «непостижимые», «непознаваемые» и так далее. Скорее — просто сущие.
Заключение.
Древо Сефирот представляет собой действительно очень мощную и многомерную структуру инициаций, при помощи которой адепт достигает высших уровней сознания и преображает душу. Важно, что это не просто теоретическая система, но практическая «карта», следуя которой, каббалист достигает искомого результата: познания природы Бога, мира и самого себя.
Можно бесконечно углубляться в изучение различных элементов Древа, тем самым делая своё понимание всё более многогранным и объёмным. Однако, опять же, важно помнить, что нет смысла лишь читать о каббале — необходимо делать её своим живым опытом: через прямое взаимодействие с силами Древа Сефирот и внутреннее постижение.
Если вы заинтересованы в такого рода работе, подписывайтесь на этот канал и не пропускайте обновления. 😉 Нам ещё много о чём предстоит поговорить.
Валерия Вольных.
Авторское пособие по Само-инициации в Древо Сефирот + ПРИНТ каббалистического Древа Жизни: https://astara-temple.ru/tree_of_life
ТГ-канал: https://t.me/mrznmtrx
ЮТ-канал: https://youtube.com/@lerranova
Сайт: https://astara-temple.ru
Рекомендуемые источники:
1. Джон Боннер. «Каббала: магическое руководство для начинающих» — Магическая Каббала / Пер. с англ. Анны Блейз. - М.: Издательство «Ганга», 2013. - 432 с.
2. https://oto.ru/index.php?articles/qabalah/toc.val